Вальдорфская педагогика является альтернативной системой воспитания и обучения, во главе угла которой стоит целостное гармоничное развитие духовных, интеллектуальных и моральных свойств личности ребенка.
Основатель вальдорфской школы — гениальный педагог-новатор Рудольф Шнайдер создал так называемую «школу для ребенка», в которой важное внимание уделяется эстетическому и творческому воспитанию, а также - всестороннему развитию ребенка в ходе получения им практических навыков.
Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году в городе Штутгарде. Тогда еще сложно было представить, что педагогика Шнайдера будет востребована и актуальна по всему миру даже спустя целое столетие. На сегодняшний день учреждения, работающие по методике вальдорфской педагогики, открыты в 60-ти государствах: это более чем 1500 детских садов и около 1000 школ.
Детство — это уникальный период в жизни человека! Это время, когда познание нового является естественной потребностью, когда эмоции являются более искренними и непосредственными, когда каждый день растущий человечек делает свои маленькие, но очень важные открытия. Отвергнув раз и навсегда присущий современной школе метод кнута и пряника, вальдорфская педагогика предлагает создать учебное заведение, в котором ребенок сможет в гармоничной творческой атмосфере раскрывать свои способности и таланты. В отличие от традиционной системы воспитания, вальдорфская школа дает ребенку возможность в полной мере насладиться всеми привилегиями детства и развиваться по своему индивидуальному пути!
Основные принципы вальдорфской школы:
Обучение происходит на основе творческого поиска — как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Учитель до 7 класса по возможности преподает большинство предметов. Каждый педагог знает детей своего класса досконально и поэтому может применять к ним принцип индивидуального подхода, наблюдая за ребенком в процессе выполнения им тех или иных заданий по разным предметом. Учитель, предмет и ребенок в вальдорфской школе не отчуждены друг от друга, как это бывает в традиционной педагогической системе.
Учитель ставит перед собой цель не просто вложить в голову учеников нужную информацию, но — пробудить у него интерес к предмету, вызвать его искренние эмоции, сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от самого познавательного процесса.
Интеграция сведений по разным предметам. Каждый класс учится в соответствии с темой года. Каждый учебный день строится из так называемого главного урока по одному из предметов, который может быть рассчитан на 1-4 недели. Обучение производится по эпохам - с полным погружением ученика в тему, которая раскрывается максимально глубоко. Принцип обучения в вальдорфской педагогике направлен не вширь, а именно вглубь. Здесь важно становится не широта охвата областей знаний, но — качество усвоения ребенком материала. Интегрированный подход проявляется во всестороннем изучении. Например, объясняя ребенку какое-либо научное физическое явление, учитель расскажет о том, каково его художественное и поэтическое восприятие, связав, таким образом, науку с искусством в гармоничном симбиозе.
Знания не преподносятся ученику «на блюдечке» - как в традиционной системе обучения. В вальдорфской школе ребенок добывает их сам! Достигается это благодаря таким формам обучения ребенка как диалог, рассуждение, мастерские, работа в группах и индивидуальное выполнение практических заданий. Частью учебного процесса являются беседы и театральные постановки.
Важный принцип обучения в вальдорфской педагогике — это стремление к истине. Сначала ребенку предлагается понаблюдать за каким-либо явлением, затем — описать его, сделать зарисовки и только после этого попытаться отыскать закономерность и на основе логических операций подвести ученика к формулированию изучаемого научного закона.
Большое внимание уделяется особой художественно-эстетической организации окружающего учеников пространства, которая воплощается в особом вальдорфском интерьере.
Бальная система оценок, характерная для традиционной школы, в вальдорсфской методике полностью упразднена до 7 класса! Вместо этого введена оценка результатов деятельности учеников, которая производится в соответствии с множеством различных критериев.
Иностранный язык вводится со второго класса, и преподавание его ведется методом глубокого погружения в соответствующую языковую среду.
Вальдорфская педагогика в самом широком смысле воплощает в себе принципы экологического воспитания. Уже в начале 20 столетия Р.Шнайдер почувствовал разрастающуюся пропасть между городом и деревней, а в стремительной индустриализации общества он увидел не только благо, но и — источник опасности для духовного здоровья человека. Уже в то время (а сейчас в гораздо большей степени) живущий в городе ребенок был далек от понимания человеческого труда в его естественных формах. Как появляется хлеб, как растут растения, как строятся дома, как плетут корзины — ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с исконными навыками человеческого труда, дети находят в практической деятельности. Много времени ребенок в вальдорфской школе отдает практикам: садоводству, рукоделию, сельскохозяйственным и социальным занятиям. Важный пункт педагогики Шнайдера — это стремление объединить научное и художественное познание ребенка с его жизненным опытом, показать практическую ценность обучения.
Главную задачу обучения и воспитания вальдорфская школа видит в том, чтобы научить ребенка самостоятельному поиску, сделать его активным и инициативным участником познавательного процесса, который действует и принимает на себя ответственность за собственные поступки. Воспитание свободного от стереотипов и шаблонного мышления человека, который будет толерантным, терпимым к недостаткам других и иному мировоззрению членом общества — вот миссия, которую ставит перед собой вальдорфская педагогика.
Заказать и купить наборы для творчества>>