Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Логические блоки Дьенеша: учимся, играя

Логические блоки ДьенешаЛогические блоки Дьенеша – название не всем знакомое. В последнее время появилось столько всевозможных развивающих методик, что родители порой не успевают уследить за всеми новшествами. Блоки Дьенеша – волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких математиков. Так в чём же их привлекательность и польза?

Нам поможет небольшой экскурс в историю. Золтан Дьенеш  - известный венгерский педагог и математик, придерживался мнения, что лучший способ учиться – не сидя чинно за партой, а свободно развиваясь в игре. При этом Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети могут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Он-то и придумал теорию «новой математики» и логические блоки.

Научиться понимать язык абстрактных символов Дьенеш считал одной из сложнейших задач, она решается только на заключительной стадии формирования математического мышления. Это неоспоримый факт. Посмотрите на первоклассника, который пытается разрешить задачку при помощи проб на практике и на абитуриента, который с легкостью оперирует абстрактными знаками и символами. Но не стоит считать, что математическое мышление пригодится вашему ребенку только на уроках математики, а затем алгебры в школе, в житейском плане умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – важнейшее условия успеха в профессиональной и личностной сфере.

Так что же из себя представляют эти знаменитые логические блоки Дьенеша? Какую пользу  принесёт ребенка игра с ними? Развивающая игра Блоки Дьенеша рассчитана на широкую возрастную аудиторию, начинать осваивать игру  могут  малыши 2-3 лет и продолжать совершенствоваться вплоть до перехода в среднюю школу (9-10 лет).

     Главная  задача и цель игрушки – сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение и является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин. Играя с логическими блоками малыш постепенно научится делить объекты на группы в зависимости от их свойств, сравнивать, находить различия и обобщать, строить простейшие классификации и т.п. При помощи блоков ребенку будет проще познакомиться с различными признаками предметов (размером, цветом, формой). Игрушка способствует развитию пространственного воображения и логического мышления, речи, дает навыки моделирования и конструирования, вырабатывает у малыша самостоятельность и способность действовать произвольно.

     Естественно, что возраст игроков будет вносить коррективы в занятия с блоками, но уникальность методики венгерского педагога в том, что с его пособием можно легко составлять задания и придумывать игры для математиков разных возрастов, опираясь на тот уровень информации, который будет понятен ребёнку на том или ином этапе.

     Таким образом, логические блоки Дьенеша станут верным другом Вашего малыша на много лет, и будут «расти» вместе с ним.

     В состав игрового набора входит 48  элементов разных цветов (синие, желтые, красные), форм (прямоугольные, круглые, квадратные и треугольные детали), размеров (большие и маленькие) и толщины (тонкие и толстые).

      Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков. При игре с логическими блоками часто используют карточки с символическим изображением  – 11  карточек, подтверждающих наличие у предмета того или иного свойства (например, красный), и еще 11 карточек  указывающих на отрицание того или иного свойства (например, не – квадратный).

      Как начинать игру в логические блоки?
И как правильно выбрать уровень сложности задания для двулетнего карапуза, четырехлетнего непоседы или серьезного первоклассника?

Двигаясь от простых заданий к более сложным, получим следующий нарастающий ряд дидактических задач:

  • учимся видеть различные свойства предметов;
  • по выявленным свойствам сравниваем различные предметы;
  • после того как логическая операция сравнения освоена, переходим к обобщениям и классификациям разного рода;
  • знакомимся с языком символов, осваиваем принципы работы простейших логически операций.

Варианты занятий и игр с Блоками Дьенеша.

Блоки Дьешена для самых маленьких      Можно строго соответствовать этому плану и малышам давать задания только первой категории, а деткам постарше – последней. Но практика показывает, что наибольший успех приносят личностно-ориентированные задания и игры. Присмотритесь, что именно интереснее всего ребенку на данном этапе развития. Не торопитесь, добиваясь от ребенка немедленного и резкого прогресса, повторяйте более простые игры пока Вы вместе с растущим логиком успешно не выполните все поставленные в игровом задании цели – к примеру, научитесь безошибочно  разделять блоки набора по определенным признакам. Для малышей 2-4 лет задачи можно слегка приукрасить «сказочными» мотивами, предложите ему не просто разобрать элементы по цветам, а собрать цветочки или грибочки в разные корзинки.  Если Вы строите цепочку, пусть это будет мостик через речку или овраг.

Знакомство со свойствами.

  1. Каждый элемент блоков имеет в коробке свое место. Поэтому для самых маленьких исследователей набор выполняет функцию вкладышей. Предложите карапузу сложить каждый блок в свой домик, для него это станет интересным и занимательным заданием.
  2.  «Отыщи не глядя». Перемешаем разные элементы логических блоков и сложим их в мешочек. А теперь попросим малыша засунуть туда ручку и на ощупь, не подглядывая найти блок заказываемой формы.
  3. «Сортировка по признаку». Все блоки складываем в общую кучку, а потом просим малыша достать оттуда все предметы красного цвета, затем все квадраты и так далее.
  4. «Отыщи такой же». Показываем ребёнку  блок, а затем даем задание найти такой же (параметры могут быть любые на Ваш выбор от цвета до толщины). Такой же предмет малыш отыскивает легко и уверенно, тогда попросите его найти – совсем не такой. Можно усложнить задание и искать «такие же предметы» не по одному, а по некоей совокупности признаков (например,  блок такой же толщины и цвета). К примеру, попросить найти все тонкие блоки красного цвета.
    По мере совершенствования логического аппарата усложняем критерии поиска:  пусть ребенок отыщет в наборе блоки, похожие по двум параметрам, но и отличающиеся от исходного по одному из свойств. То есть, к примеру, теперь он не просто выберет все тонкие детали красного цвета, а обратит внимание на и отличия по размеру.
  5. «Найди лишнего». Предварительно отбираем несколько блоков и раскладываем их перед ребенком. В ряду элементов должен был затеряться один лишний. Он может отличаться от всех остальных цветом или формой. Пусть малыш догадается, какой именно блок должен отправиться в коробку и не забудьте уточнить почему.

Сравнение по свойствам

  1. Эта игра особенно понравится маленьким принцессам. Представьте, что блоки Дьенеша – это кукольное угощение, а теперь предложим ребятам правильно разделить лакомства среди игрушек. Плюшевому зайчику должна достаться морковка (договоримся, что это будут все блоки красного цвета), а медвежонок ждёт сладости из меда (пускай это будут все желтые элементы). Теперь складываем все элементы набора в кучу и начинаем выбирать нужные. Раскладывать по цветам получается хорошо, можем поработать с формами.
    Можно взять не 2, а 4 игрушки, пусть они будут отличаться друг от друга размерами, например – медведь и медвежонок, заяц и зайчонок. Тогда задача малыша усложняется: для медведя нужно будет выбрать все большие «бочонки с медом», а мишутке наоборот подойдут маленькие. После того как угощения разложены, проверяем корзинки и проговариваем различия в свойствах элементов, спрашиваем: какие фигуры достались медведю-папе, а какие зайчишке-сынишке?
  2. «Кто быстрей?» Можно придать игре с блоками дух соревнования. Предложите малышу посоревноваться с командой родителей: кто за заранее обговоренное время соберет больше кружков или синих деталей. Можно выбрать для каждого из игроков свой признак и выявить, кто первый закончит выбирать из общей кучи элементы «своей» формы или цвета. Задание можно усложнить, если  помимо соответствие одному из признаков элементы придется проверять еще и на исключение другого (допустим, нужно собрать все желтые блоки, кроме круглых).
  3. «Цепочки». В этой игре малышу предстоит выложить определенную последовательность из фигур, объединенных одним признаком. Сначала можем построить цепочку из различных элементов красного цвета, потом собираем вместе все детали одного размера. Затем строительными кирпичиками могут стать блоки одинакового цвета, но разной толщины.
    Можно усложнить задачу  – зададим условие: в цепочке все элементы, соседствующие между собой, должны обладать одним общим признаком. Если строительство цепочки началось с красного квадрата, то следующий элемент должен быть либо неквадратный элемент красного цвета, либо квадрат, но не красный. Решили положить квадрат. Выбрали синий квадрат. Следующим звеном может стать синий круг и т.п.
    Можно несколько модифицировать условия игры и попросить, чтобы каждое следующее звено цепочки совершенно отличалось от предыдущего по всем 4 признакам.
    Если Ваш малыш любит головоломки, можно предложить ему цепочку с известным началом и концом и пропущенной серединкой. Это задание будет интересным, если начальный и конечный элемент будут совершенно не похожи друг на друга. К примеру, в начале ставим толстый красный прямоугольник, а в конце – тонкий желтый круг. Теперь, изменяя с  каждой новой  деталью последовательности одно из свойств, малыш должен восстановить разрушенную цепочку.
  4. «Не-свойство». Выбираем элемент из набора и даем задание описать его свойства. Хитрость в том, что описывать можно только при помощи частицы «не».  Предположим, что Ваш выбор пал на толстый синий треугольник. Тогда малыш опишет его следующим образом – это не-жёлтый, не-тонкий, не-маленький не-квадрат. Можно дополнить это задание, попросив найти другие подобные не-блоки – все не-желтые или не-квадратные элементы.
  5. «Угадай». Выбираем водящего (лучше, если в начале это будет взрослый). Он незаметно для другого игрока прячет какой-либо из блоков в непрозрачный мешочек. Задавая наводящие вопросы, ребенок должен догадаться, что именно спрятано в мешке. Вопросы должны строиться так, чтобы Вы могли ответить на них «да» или «нет». Эта фигура красная? Это треугольник? и т.д. После того как фигура угадано меняемся ролями. 

Классификация

Логические блоки Дьенеша для малышей     Когда простейшие логические операции освоены, можно переходить к классификациям и более сложным логическим задачам. Выбрав произвольное количество блоков Дьенеша, задаем ребенку вопрос: в этой куче больше элементов красного цвета или треугольников? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, малышу придется найти все имеющиеся в стопке треугольники, затем детали красного цвета, посчитать их и сравнить результаты. Это игровое задание учит малыша делить предметы на классы  сравнивать.

  1. «Игра с областями». Берем 2-3 веревки и выкладываем из них на полу непересекающиеся друг с другом окружности, можно нарисовать фигуры на бумаге.  Внутрь первого предлагаем сложить все элементы синего цвета, во второй – желтого, а в третий красного. Проговариваем разницу между понятиями «внутри» и «снаружи».
    Усложняем задание. Теперь рабочей поверхностью станет только одна из окружностей. Предлагаем малышу все треугольники сложить в круг, а квадраты расположить за его пределами.
    После этого можно попробовать выложить или нарисовать 2 пересекающиеся окружности. Будем выбирать 3 вида разных блоков. Все красные элементы предлагаем расположить в правом кругу, все квадраты – в левом. А в области пересечения кругов собираем все красные квадратные детали. Все остальные блоки можно предложить расположить за пределами окружности (не-красные и не-квадратные). При кажущейся простоте, это задание очень важно для формирования навыка деления множества предметов на различные классы.Если Ваш малыш пока не готов самостоятельно справиться с заданием, попробуйте пойти наоборот. Выполните все условия задачи сами, а ребенка попросите рассказать, где и какие блоки лежат.  Когда Вы увидите, что механизм раскладывания стал для него более понятным, вернитесь к описанным выше заданиям.
  2. «Чертеж». Чтобы сыграть в эту игру Вам понадобятся карточки «свойств»\ «не-свойств» предметов. Заранее подготовим чертежи домика или дворца, где каждому «архитектурному» элементу будет соответствовать определенное свойство, обозначаемое карточкой. Начнем с фундамента – это будут не-красные прямоугольники, сверху устанавливаем не-треугольные, не-синие блоки, затем не-тонкие и не-круглые красные, и, наконец, крыша из не-синих треугольны элементов. Задача малыша -  по этому чертежу (при необходимости добавляйте устные пояснения) построить задуманный Вами дворец. Можно усложнить эту задачу: нарисуйте чертежи друг для друга, а потом посоревнуйтесь, кто быстрее, а кроме этого и правильно построит замок по проекту.

     Игр и самых разнообразных заданий с логическими блоками Дьенеша существует очень много. Да и сами родители без труда могут придумывать новые варианты по аналогии. Эти волшебные кубики и треугольники научат Вашего малыша конструировать и моделировать, разовьют его воображение и память, будут способствовать обогащению речи, познакомят с принципами решения задач на логику. В какой-то момент вы всё же почувствовали, что стандартного набора блоков Вам и Вашему ребенку уже не хватает? Тогда обратите внимание на разнообразные дополнительные материалы и пособия, специально разработанные для успешной и продуктивной развивающей игры с блоками. Чаще всего они направлены на выработку отдельных навыков и умений у ребят разных возрастов. Приятных Вам занятий!

 

Заказать и купить логические блоки Дьенеша и пособия>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании