Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Развитие речи в дошкольном возрасте

   «Помолчи хотя бы минутку!» - часто просят мамы, когда их сын или дочь не переставая что-то спрашивают, рассказывают, говорят-говорят! Однако разговорчивость ребенка в дошкольном возрасте – признак правильного развития, пусть малыш говорит как можно больше! Задача родителей на этом этапе – помочь крохе развить правильную, чистую, богатую речь без дефектов. Как это можно сделать?
    Развитие речи у детей дошкольного возраста – очень быстрый и стремительный процесс. Вы еще с ностальгией вспоминаете, как ваше чадо впервые пролепетало слово «мама», а теперь это самое чадо уже вовсю оперирует распространёнными предложениями, его словарный запас составляет более 3х тысяч слов, да и произношение слов становится уже довольно четким. Однако у многих деток ближе к дошкольному возрасту все же остаются некоторые речевые нарушения, такие как неправильное произношение звуков (особенно тяжело малышам даются звук «р» и шипящие), коверканье слов, пропуск или перестановка слогов («тефон» вместо «телефон», «бемегот» вместо «бегемот» и т.п.). Для деток младшего дошкольного возраста очень важно научиться правильно слышать звуки и правильно и четко произносить их. Ближе к пяти годам практически все ошибки в произношении постепенно исчезают, однако это происходит не само по себе, а при поддержке родителей и воспитателей. Но даже если малыш уже достаточно чисто разговаривает, необходимо продолжать развивать его речь – расширять словарный запас, учить грамотно строить предложения, расставлять ударения в словах и так далее. Итак, что же мама может делать для того, чтобы ребенок овладел родной речью в совершенстве?

     Улучшаем произношение
     Есть две основные причины, по которым произношение ребенка бывает неправильным:
- недостаточно развитый речевой аппарат: губы, язык, небо, и неумение им правильно пользоваться;
- недостаточно развитый речевой слух, его еще называют фонематическим. Проще говоря – ваш малыш плохо воспринимает звуки на слух и с трудом может их различать.
    Самое главное условие для развития правильной речи малыша – это правильная речь его родителей и окружающих его взрослых. Когда мама четко и не торопясь разговаривает с малышом, он видит ее губы, он запоминает их движения, он слышит правильные звуки и слова – и это дает замечательный результат. Куда сложнее будет ребенку освоить язык, если мама чаще молчит или наоборот, разговаривает быстро и невнятно. Часто взрослые, пытаясь разговаривать с ребенком «на одной волне», начинают сюсюкать и коверкать слова: «Ти мой холёсенький малыс!». Такая манера разговора прочно закрепляет в памяти ребенка именно неправильное произношение слов, и потом ему придется с большим трудом переучиваться, чтобы разговаривать «по-взрослому».
    Отличным способом поправить произношение, а заодно и интересно провести время, могут быть различные элементы фольклора. Трудно переоценить, например, роль скороговорок, с помощью которых можно отработать проблемные звуки. Выбирать стоит скороговорки несложные, понятные ребенку. Прекрасно, если к этому занятию вы подключите говорящие интерактивные игрушки, которые тоже будут тонким голоском произносить скороговорку – малыш гораздо охотнее будет повторять слова за любимым зайчиком. Кроме того, есть масса игр, сопровождающихся потешками, которые настраивают малыша на позитивный лад, а рифма и ритмичность стишка позволяет легко его запомнить. Их можно совмещать  с активными физическими движениями, тогда будет еще веселее. Вот увидите, как ваш малыш будет скакать под приговорку: «Еду к бабе, еду к деду, на лошадке в красной шапке! Цок-цок-цок!» и изображать, как он скачет на лошадке.

   А как детки любят изображать животных, превращаться в пчелок, тигров и собачек! Попросите ребенка порычать «рррр!», пошипеть, как змея «шшшш!», полетать, словно пчелка «жжжж!» - звукоподражания отлично помогают поправить ошибки. Можно делать артикуляционную гимнастику, пусть малыш не стесняется «кривляться» – вытягивать губки трубочкой, показывать язычок и вертеть им в разные стороны, чмокать. Так же очень хорошо на речь влияют дыхательные упражнения: задувайте свечки, играйте на дудочке, сдувайте пушинки одуванчика, попробуйте задуть мячик из ваты в маленькие ворота. Это и интересно, и полезно.
Систематические занятия помогут преодолеть проблемы с неправильным звукопроизношением и ваш малыш сможет говорить чисто и четко.

     Расширяем словарный запас и учимся правильно употреблять слова
    Проблемы с дикцией есть далеко не у всех детей – есть детки, которые с двухлетнего возраста говорят почти чисто, проговаривая все звуки. Но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Часто детки неправильно используют слова или придумывают свои неологизмы, основанные на простой детской логике. Так, слово «лопатка» легко заменяется словом «копатка», малыш искренне верит, что граблями нужно грабить, а из лейки – леять. Еще одна распространенная ошибка – образование новых слов путем отбрасывания приставки «не». Ребенок на слово «неряха» парирует словом «ряха», а антонимом к слову «ненавидеть» считает слово «навидеть». Маме нужно помочь малышу находить нужное слово, а не придумывать его самому, правильно находить синонимы и антонимы.
Находясь рядом с ребенком во время игр или прогулок, занимаясь делами по дому и просто общаясь, следите внимательно за его речью и мягко  поправляйте его ошибки. Объясните малышу, как правильно нужно употреблять то или иное слово. Разумеется, любое обучение будет интереснее и эффективнее, если оно проходит в игровой форме. Когда вы, играя, обсуждаете с ребенком предметы, явления – новые слова как бы сами по себе закладываются в его словарную копилку, и совсем скоро он ими воспользуется, уж будьте уверены.

   Для расширения знаний об окружающем мире и пополнения словарного запаса можно использовать различные дидактические материалы. Дидактические карточки на разные темы, такие как «Продукты питания», «Мебель», «Рыбы» помогут маме наглядно провести тематическое занятие, обсудить с ребенком увиденное. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы, например: «Какая эта рыбка?», если малыш затрудняется ответить – помогите: «Маленькая, колючая, блестящая». Так же можно играть в игру «На что это похоже?», такая игра прекрасно поможет развить фантазию и образное мышление: «На что похож этот листочек? На капельку! А вот этот кактус похож на ежика!».

   Ну и, разумеется, еще одним универсальным способом для развития речи ребенка в любом возрасте являются книги! Прививая любовь к чтению, вы заранее заботитесь о том, чтобы ваш ребенок был всесторонне развитым, грамотным и хорошо и чисто говорящим. Читайте сказки и рассказы о животных, о путешествиях, о приключениях таких же малышей, как и он сам! Читайте каждый день! Кроме того, есть книги, специально направленные на развитие речи, к примеру, книжка «Развитие речи» из серии «Готовимся к школе» или замечательная книга с заданиями из цикла «Школа семи гномов».  Занятия по таким пособиям полезны и увлекательны и для ребенка, и для мамы.

   Помните, что каждый ребенок по-своему гениален. Нам, взрослым, остается лишь раскрыть этот замечательный потенциал, скрытый в наших малышах. Ребенку, который уже в дошкольном возрасте овладел правильной, грамотной, развитой речью, будет гораздо легче учиться в школе, и он сможет достичь немалых успехов. Занимайтесь с вашим малышом, играйте, уделяйте ему больше внимания и времени и помните, что ваши усилия в будущем окупятся во много раз!

 

Заказать и купить говорящие интерактивные игрушки>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании