Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Кубики Зайцева - учимся в игре

       Даже если Вы ни разу не слышали о петербургском педагоге-новаторе Николае Александровиче Зайцеве, то такой символ раннего обучения чтению и письму как кубики Зайцева наверняка известен каждому родителю. Их создатель закончил филологический факультет, долгое время работал учителем русского языка и литературы в школе, а затем преподавал русский как иностранный в вузе. Во время занятий с детьми он обратил внимание на то, что примерно 80% информации младшие школьники усваивают через органы зрения, тогда как школьная программа, прежде всего, нацелена на слушание объяснений учителя. Он считал такой подход неэффективным и губительным для детского здоровья. Результаты своей многолетней работы с детьми он систематизировал и собрал воедино, объединив в авторскую методику обучения чтению ребят дошкольного возраста, начиная с двух лет.

      Зайцев ввел свою собственную единицу строения слова – «склад». Вспомните: малыши практически никогда не произносят отдельных звуков, с первых же слов своей еще элементарно устроенной речи они объединяют звуки в некое подобие слогов. Но от канонического слогоделения этот детский интуитивный подход весьма далек. Психолингвисты, исследующие эволюцию детской речи, пришли к выводу, что вербально-фонемный принцип деления слов на слоги, сложившийся в современной науке, препятствует психомоторной свободе речи, формирует устойчивые звуко-речевые комплексы. Большинство методик обучения чтению основано именно на слоговом принципе. Занимаясь по таким методикам, ребенок из-за возникающей у него речемоторной напряженности испытывает психоэмоциональный стресс, подобное состоние напряженности постепенно становится стереотипным и создает опасность развития различных психически нарушений.

      Складовой принцип в отличие от слогового, по мнению педагога, более подходит для свободного обучения чтению, дает малышу, начинающему свое знакомство со словом, нейрофизиологическую свободу. «Ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя контролирует» - так Зайцев характеризует идеальный процесс обучения дошкольника. Чтобы дать этому принципу обучения надлежащий дидактический материал педагог и придумал свои звучащие кубики. 

       Так как же выглядят эти волшебные кубики? Кубики Зайцева представляют собой набор кубиков из картона. Эти кубики неодинаковы по цвету и размеру. На каждую грань нанесен склад. Что есть склад? Склад – это некая буквенная группа, чаще пара согласный плюс гласный, иногда согласный плюс мягкий знак, реже одна буква. Перед тем как кубики склеить их наполняют различным содержимым – если на кубике изображены глухие согласные возьмем деревянные палочки или спички, если перед нами кубик со звонкими звуками можно насыпать внутрь монетки или металлические крыжечки, а для гласных подойдут колокольчики. В итоге кубики можно будет различать по звучанию – «золотые» - кубики со складами с гласными, «железные» - кубы для складов со звонкими согласными и «деревянные» - для складов с глухими согласными. Мягкие и твердые склады будут отличаться по размеру. Твердые склады пишутся на больших кубиках, а мягкие - на маленьких. Помимо этого есть кубики со знаками препинания. В наборе с Кубиками Зайцева Вы также найдете таблицу со складами, аудиокассету для занятий и подробные методические рекомендации по проведению уроков чтения с дошкольниками.

      Принцип обучения чтению по кубикам Зайцева затрагивает сразу несколько сенсорных областей: зрительную, слуховую и тактильную. Педагог рекомендовал не оставлять детей во время уроков пассивными слушателями, поэтому на занятиях по методике Зайцева ребята танцуют и бегают, хлопают в ладоши и поют, таким образом навык чтения формируется в самой правильной для ребенка атмосфере – в атмосфере игры. Так как малышам не приходится подолгу сидеть, исчезает риск развития сколиоза и других дефектов осанки, не перенапрягается зрения: буквы на кубиках написаны крупным шрифтом, таблицы со слогами располагают чуть выше уровня глаз, а кроме того нет необходимости постоянно фиксировать взгляд на том или ином пособии, все задания выполняются в движении.

      Еще один из базовых принципов обучения, построенного по методике Зайцева, - весь объем информации нужно выдавать ребенку сразу. Именно для этого используются таблицы. Весь материал по теме систематизируется и в компактной табличной форме размещается на стенах кабинета. Благодаря такой организации занятий дети знакомятся сразу со всеми складами и учатся читать слова сразу целиком, а не по частям. Если традиционные методики предпочитают выдавать ребятам знания о русском языке мельчайшими порциями, то Зайцев сразу дает своим ученикам все многообразие инструментов и приемов по овладению языком. В итоге зачастую порционное обучение приводит к формированию в сознании старшего дошкольника или первоклассника образа родного языка как какого-то неохватного и чрезвычайно сложного предмета, а ребята, узнавшие сразу всё о чтении, складах и буквах на удивление быстро разбираются во всем этом многообразии и получают целостную картину языка.

     Интересная особенность методики Зайцева – она учит малыша сначала писать, а уже потом читать. Конечно, вначале малыш пишет не рукой, а кубиками или указкой, используя таблицу. Но повторяющееся складывание слогов запоминается и постепенно откладывается в детском сознании и памяти – «зачитывается».

     Использовать методику Зайцева очень просто, её может без труда применять любой родитель дома. При этом не придется каждые полчаса повторять и показывать карточки со словами, как это рекомендует Доман, нет необходимости в целенаправленном и системном обустройстве всего интерьера детской комнаты и занятий с опытными педагогами, что, скорее всего, понадобится для эффективного применения методик Монтессори и Вальдорфа.

    В настоящее время существует масса пособий Зайцева, при помощи которых малыша можно обучить письму и чтению, счету и иностранному языку. Все они построены с учетом особенностей детской психологии и особенностей восприятия дошкольника. Любая мама без долгих и утомительных репетиций сможет построить занятия, которые помогут малышу эффективно и быстро овладеть новыми знаниями и доставят удовольствие от урока и ученику и учителю.

                                       Учиться – это так интересно! Успехов Вам!

 

Заказать и купить Кубики по методике Зайцева>> 

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании