Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам с 9 до 18 ч. по московскому времени в рабочие дни.
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку, вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Доставляем товары в день заказа или на следующий день. Стоимость доставки по Москве – от 150 рублей, доставка по России – от 330 рублей. Заказы за рубеж отправляем Почтой РФ и EMS. Подробнее о способах доставки. Принимаем к оплате наличные, банковские карты, Яндекс.Деньги, Qiwi, возможен банковский перевод. Подробнее о способах оплаты.

Детский аутизм

детский аутизм Помните фильм «Человек дождя», где Дастин Хофман великолепно сыграл роль наглухо закрытого от мира, но чрезвычайно одаренного человека. Это одно из самых известных художественных произведений, в котором поднимается сложная и неоднозначная проблема – проблема людей, не умеющих контактировать с окружающим миром, погруженных в себя, людей, страдающих аутизмом. С самого раннего детства маленький Реймонд изолирован от общества в специальном лечебном заведении для больных аутизмом. Он старательно избегает смотреть в глаза окружающим, замкнут и с большим трудом идет на контакт, он одержим множеством страхов, раним, стремится к постоянству в пристрастиях, стереотипным действиям, ему сложно действовать целенаправленно, но при этом он обладает чрезвычайно развитой памятью.

Однако фильм скрывает от нас причины возникновения у ребенка подобного поведения, также остаются за кадром и способы помощи аутичным детям, пути, дающие им возможность адаптироваться  в обществе.

   Очень часто, встречаясь с подобными детьми в повседневной жизни, люди испытывают некий необъяснимый страх и неловкость перед ними,  причина которым - непонимание  необычного для окружающих поведения аутистов и его причин.  Именно это чувство заставляет многих мам увести своего ребенка подальше от странного вида замкнутого малыша на площадке. Даже собственные родители не всегда находят в себе достаточно сил и терпения, чтобы дать возможность аутенку наиболее полно раскрыться. Не в силах понять и достучаться до них, они отчаиваются, не зная, как помочь, какие формы занятий выбрать. Давайте попробуем разобраться в этих особых детках и попытаемся, насколько возможно, научиться общаться с ними.

   Малыш, которому поставили диагноз «аутизм», с самого раннего детства будет развиваться по-другому, на это, прежде всего, будет влиять нарушение контактов с окружающим миром. Сроки, овладения многими навыками у такого ребенка задерживаются.
Как может проявляться аутизм?

Отрешенность

   В крайней степени своего проявления аутизм предполагает полную отгороженность от мира вокруг. Ребенок словно не замечает и не слышит происходящего рядом, он пассивен, часто никак не реагирует на голод и холод, боль. Такие дети могут молчать целый день, а потом вдруг изречь длинную, осмысленную фразу, прокомментировать какое-то событие, ни к кому конкретно не обращаясь. Их взгляд скользит по окружающим предметам и людям, ни на чем не задерживаясь.

   Мир не устраивает аутенка, ощущается им как враждебный и отвергается, поэтому взаимодействовать с ним ребенку проще, применяя алгоритмы из действий и слов многократно повторенных и хорошо усвоенных. Для него очень важна типичность ситуации. Бывают случаи, когда страдающие этим заболеванием ребята, с легкостью цитируют огромные отрывки из художественных произведений и в то же самое время без посторонней помощи не могут ответить на самые элементарные вопросы. Речь такого ребенка обычно строится от второго или третьего лица или просто используются инфинитивы глаголов, обозначающих то или иное действие или состояние, очень много штампов.  Страх перед мельчайшими изменениями окружающей среды, заставляет аутиста строго придерживаться однажды заведенного распорядка дня, избегать перестановок и ремонтов в своей комнате, носить одну и ту же одежду. Стремясь защититься от негативно воспринимаемого мира, снять каким-то образом стресс, вызываемый изменениями в нем, малыши часто выбирают многократно повторяющиеся монотонные действия. Они могут раскачиваться назад-вперед, стоя на носочках, шуршать пакетом, перебирать камушки и так далее. Лучший способ построить контакт с аутенком – попытаться повторить этот успокаивающий малыша ритуал, показать своё соучастие в этом странном со стороны, но важном для него действии. 
                                                                           
    Помимо общей отгороженности от мира, аутизм может проявляться в очень сильной увлеченности  своими переживаниями. Поразившие их ситуации, аутята переживают снова и снова, это может быть страх перед темнотой, а может быть серьезная жизненная потеря. Стараясь научиться контролировать свой страх, они снова и снова воспроизводят и обыгрывают тот или иной сюжет, очень часто рисунки аутичных детей изобилуют сценами насилия, автокатастрофами, пожарами и т.п.                                                                        

Обладание энциклопедическими знаниями

   Выбирая одну или две интересующие его области знаний, такой ребенок может часами сидеть, изучая различные сочинения на тему, порой даже энциклопедического характера. Становясь со временем "ходячей энциклопедией", такие ребята, к сожалению, редко могут использовать свои знания с пользой для себя и окружающих. Помочь им научится применять вычитанное на практике должны специальные корректирующие занятия.

Необщительность

   Аутичность затрагивает и уровень коммуникации с окружающими.  Выстроить общение с внешним миром без помощи понимающего и терпеливого взрослого ребенку, страдающему этой болезнью, не по силам. Аутенок очень нуждается в постоянном одобрении своих поступков со стороны близких. Это поможет ему больше открыться.

Как же мы можем помочь таким детям?

   Без помощи родителей и психологов, без проведения специальных коррекционных занятий аутичному ребенку будет очень непросто адаптироваться в пугающем его своей изменчивостью и непредсказуемостью мире. Успешность адаптации аутенка во многом зависит от того, насколько рано родители обратили внимание на особенность своего малыша. Чем раньше произойдет диагностирование, чем быстрее  взрослые обратятся за квалифицированной помощью неврологов и психологов, тем лучше для малыша.

   Обычно разница в развитии обнаруживается примерно в 2-3 года, когда дети начинают активно осваивать речь. Именно в этот период становится заметным отставание в психическом развитии малыша. Это тяжелое испытание для всех членов семьи, ведь ребенок, который до этого дня считался в семье талантливым, необычным, одаренным, объявляется больным. Очень часто друзья семьи и близкие родственники отворачиваются от такого ребенка, и помогает своему малышу сделать первые шаги по адаптации к миру  только мама крохи, а одной справляться с этой проблемой очень нелегко. Проще всего махнуть рукой на ребенка с необычным поведением, даже не вникая в его проблемы, гораздо  сложнее попытаться изменить сложившуюся ситуацию, найти пути и способы поддержки аутенка.

   Конечно, такому малышу нужна помощь специалистов, но семья в развитии и психологической адаптации такого ребенка играет гораздо более важную роль. Именно родителям предстоит кропотливая и сложная порой работа по формированию у аутенка целостной картины мира, от неравнодушного взрослого зависит, научится ли малыш более активно общаться с окружающими его людьми.

   Самая важная и самая первая задача, которую нужно успешно решить – это установление эмоционального контакта с ребенком. Без этого дальнейшие занятия будут попросту неэффективны. Но настроиться на одну волну с таким малышом - зачастую и есть самое сложное, тут может понадобиться фантазия и творческий подход.  Можно попробовать медленно выдувать мыльные пузыри или неторопливо переливать воду из одного сосуда в другой.  Аутята могут заворожено смотреть за кручением юлы или крутящимися колесами машины и велосипеда. Сыграйте на том, что малышу нравится, и это привлечет его, обратит его внимание на Вас.

   Если Вы почувствовали, что настроиться на один эмоциональный лад Вы смогли, можно начинать занятие. Психологи обратили внимание, что новые попытки контакта с окружающим миром аутисты обычно предпринимают в момент эмоционального подъема, именно поэтому так важно вызвать у малыша такое приподнятое эмоциональное состояние, для этого нужно сопереживать, вместе осмысливать и проговаривать все события каждодневной жизни. Взрослый должен попытаться внести смысл во все поступки и действия малыша. Если аутенку нравится раскачиваться из стороны в сторону, попробуйте дать этому действию образное описание: «ты раскачиваешься совсем как качели – кач-кач, кач-кач». Таким образом, до этого бессмысленное неосознанно выполняемое действие  встраивается в осмысленную картину мира малыша. Чем большее количество действий аутенка Вы будете комментировать, тем лучше. В идеале всё, на что ребенок обращает внимание, должно быть описано и осмысленно.  

   Еще один важный для успешного развития аутичного ребенка момент – это распорядок дня. Любая новизна пугает малыша, именно поэтому ему сложно осваивать любые новые навыки и умения, а также сложно применять полученные знания на практике. Чтобы закрепить те действия и модели поведения, которые Вы с малышом уже освоили, следует соблюдать режим дня, содержание которого должно быть четко структурировано.  Создание ощущения предсказуемости каждого нового дня даст малышу возможность с Вашей помощью начертить и наполнить смыслом весь жизненный ход.

   Окружающий мир изначально воспринимается аутичным ребенком как враждебная среда, и именно семья может помочь ему гармонизировать представление о мироустройстве. Максимально упорядочьте уклад жизни малыша, обо всех возможных изменениях в распорядке дня предупреждайте его заранее. Такой же структурированности нужно добиться не только во временном плане, но и в пространственном: все вещи должны занимать привычные для малыша места, для каждого занятия выделяться свое место.  Таким образом, перемещаясь по дому, малыш будет переключаться с одного занятия на другое. 

   Перед сном проговорите с малышом события прошедшего дня, особо подчеркнув даже самые небольшие успехи ребенка. Затем спланируйте и проговорите завтрашние дела и занятия. Такие беседы помогут родителям эмоционально сблизиться с малышом, научиться совместному общению, деятельности. 

   Не замыкайтесь в рамках своей семьи, обязательно не забрасывайте посещение психоневролога и выполняйте его рекомендации. Попробуйте найти семьи, в которых тоже растут аутята, обсуждение схожих проблем, обмен опытом успехов и неудач поможет при дальнейших развивающих  занятиях и при повседневном общении с малышом, поможет преодолеть ощущение замкнутости и изолированности Вашей семьи от окружающих. Родителям обычных ребят также стоит изменить свое отношение к аутистам, отбросьте мифы о том, что они опасны, заразны и агрессивны. Поддержите таких мам и ребят, прежде всего, эмоционально, не уводите своего малыша из песочницы, показывая на аутенка пальцем, ведь только позитивное сопереживающее отношение общества поможет аутичным детям легче войти в социум.

Заказать и купить книги для родителей>

Каталог

КАТАЛОГ

Статьи

СТАТЬИ
Детское творчество

Математика для детей

О раннем развитии

Окружающий мир

Развивающие игры и игрушки

Родителям о воспитании


Интернет магазин развивающих игрушек «Игромагазин», Москва

© 2008–2017

Рейтинг@Mail.ru