Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам с 9 до 18 ч. по московскому времени в рабочие дни.
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку, вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Доставляем товары в день заказа или на следующий день. Стоимость доставки по Москве – от 150 рублей, доставка по России – от 330 рублей. Заказы за рубеж отправляем Почтой РФ и EMS. Подробнее о способах доставки. Принимаем к оплате наличные, банковские карты, Яндекс.Деньги, Qiwi, возможен банковский перевод. Подробнее о способах оплаты.

Раннее развитие ребенка или большие амбиции родителей.

                                                            Раннее развитие вопреки родительским усилиям.

   Сегодня очень модно заниматься ранним развитием ребенка. Под ним часто понимается определенный набор умений и навыков, которыми малыш должен овладеть в первые 3 года жизни. В это набор часто входит умение читать, считать, говорить на английском языке, рисовать и т.д. в зависимости от желания и возможностей родителей. Однако не все понимают, что именно кроется за понятием «раннее развитие ребенка». А ведь оно происходит в первые 3 года жизни малыша независимо от родительских стараний или даже вопреки им.

   Природа заложила в каждого ребенка огромный потенциал, который обязательно раскроется, если ему не мешать извне. Первые 3 года жизни малыша наполнены сенситивными периодами развития различных функций- речи, мышления, воображения, памяти. Сенситивный период - это период особой чувствительности ребенка к восприятию тех или иных сенсорных ощущений для развития определенной функции. Например, сенситивный период развития речи 1-3 года. Именно в это время ребенок как губка впитывает в себя значение слов, которые он слышит от взрослых. Многие родители, зная это, стремятся научить ребенка говорить сразу на нескольких языках. Однако иногда ранее развитие ребенка становится проблемой родителей, которые каждую неудачу малыша воспринимают как доказательство собственной несостоятельности в вопросах воспитания. А количество знаний своего ребенка превращают в предмет собственной гордости. И это создает много трудностей в отношениях между членами семьи.

                                                                                  Что представляет собой раннее развитие ребенка.

    Так что же такое ранее развитие ребенка, и каково участие родителей и педагогов в этом процессе? Для ответа на этот вопрос обратимся к знаниям по физиологии. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. Данное развитие происходит за счет разветвления нервной сети, наращивания связей между нервными волокнами. То есть идет систематизация накопленной информации, ее связывание в единую картину мира. Накопление информации также идет параллельно с ее систематизацией, но оно не является ведущей задачей головного мозга в этот период. В чем смысл происходящих процессов? Дело в том, что примерно с 3-х лет начинается постепенная социализация ребенка в обществе. То есть именно в этом возрасте ребенок наиболее сильно осознает себя как отдельную от мамы личность, живущую в определенной группе людей по определенным законам и правилам. Поэтому к 3-м годам мозг ребенка накапливает и систематизирует всю информацию, которая необходима ему для жизни в социуме.

   Сюда же относятся и знания, об окружающей среде: природе, атмосферных явлениях, животном мире. Как вести себя, чтобы выжить, что кушать, как одеваться, как взаимодействовать со сверстниками и посторонними взрослыми и т.п. Таким образом, знания ребенка в этот период зависят от социальной среды, в которой он родился и в которую готовится войти как полноправный ее член. Мозг усваивает жизненно необходимую информацию. Не станут ли в этот период попытки взрослых навязать определенную программу развития, разработанную Зайцевым, Гленом Доманом или Никитиным, грубым вторжением в процесс индивидуального развития ребенка и его нарушением?

                                                                            Чего хотят авторы методик раннего развития ребенка?

раннее развитие    Итак, авторы методик раннего развития используют утверждения о колоссальных возможностях мозга маленького ребенка для утверждения своих программ по обучению малышей. Подавляющее большинство разработчиков данных методик мужчины. Почему? Возможно, именно мужской подход к достижениям, желание непременно достичь высоких результатов лежит в основе методик раннего обучения детей. Тем временем психологами доказано, что только женщина, в которой природой заложен материнский инстинкт, способна идентифицировать себя с младенцем и понять, что ему необходимо. Это знание дано ей природой для того, чтобы она смогла не только произвести на свет малыша, но и помочь ему выжить, войти в социальный мир, стать членом общества.

    Наверное, поэтому в древних обществах мужчина допускался к воспитанию ребенка только после того, как ему исполнится 3 года. После того, как малыш пройдет свой первый этап социализации. Недаром в русских селениях мальчики переходили на мужскую половину не ранее 5-6 лет. Именно в этом возрасте мужчина мог эффективно передать свои знания и умения ребенку, у которого уже сформировались все психические процессы - речь, внимание, мышление, восприятие. После 3-х лет у ребенка как раз активно развивается наглядно-действенный этап развития мышления, и ему необходимо расширить свои возможности, овладеть новыми умениями и навыками. Именно в этом возрасте взрослые интересуют детей не сами по себе, а как носители определенных знаний об окружающим мире, о взаимодействии с предметами. Роль учителя в этот период как нельзя больше подходит для мужчины.

    Мужчины по сути своей экспериментаторы, первооткрыватели. И если в других науках стремление к высоким достижениям оправдано великими открытиями, то педагогика совсем иное дело. Ребенок не должен становится объектом для опытов.

    Что же придумали в свою очередь женщины на тему раннего развития ребенка? Их открытия в основном связаны с позицией поддержки и невмешательства в естественный ход развития младенца: поддержка грудного вскармливания, методы мягкой адаптации новорожденного к внутриутробному существованию, методика спонтанного развития творческих способностей ребенка. 

                                                                             Раннее развитие ребенка по общепринятым меркам.

      А в чем же заключается раннее развитие ребенка по общепринятым меркам? Как уже упоминалось, это умение читать, считать, знание иностранных языков, и так далее в зависимости от индивидуальных представлений родителей: музыка, живопись… Однако взрослые забывают о самом главном, что должен усвоить ребенок в первые 3 года жизни. Это всеобъемлющие знания по социальным правилам взаимодействия, а также знания по законам развития природы и животного мира. Вы не замечали, как жадно ребенок впитывает информацию обо всем, что видит вокруг, как много вопросов задает родителям: что, почему, откуда? А они в ответ заставляют его зубрить алфавит и счет. Может просто потому, что боятся не ответить на очередное «почему?» своего чада? Действительно, не все растения и животные нам знакомы. Не всегда мы можем грамотно объяснить ребенку, почему горит лампочка, и как образуются грозовые тучи. Однако это не повод для того, чтобы лишать ребенка знаний об окружающем мире! Запаситесь энциклопедией и в путь!

                                                                          Особенности познания окружающего мира ребенком.

      А зачем же взрослые стремятся как можно раньше научить ребенка читать? Потому что давно известно, что чтение- это залог развитогораннее развитие мышления и широкого кругозора. Действительно, ведь всю интересующую информацию можно почерпнуть из умных книг. Только вот ум ребенка устроен совсем иначе, чем у взрослого. Прочитанная информация должна ложиться на базис сформированных знаний о мире, которых у него нет. А сформироваться они у ребенка могут только наглядно-действенным, наглядно-опытным путем. Ведь абстрактное мышление у малыша еще не развито! Он оперирует только наглядно-действенным мышлением. Как же ребенок может воспринимать абстрактные знания из книг? Никак! Они ему неинтересны пока, да и не запомнятся.

      Так как любое знание окрашено у ребенка эмоцией, которую передала мама или папа при объяснении того или иного явления, при чтении сказки или стихотворения. Сам малыш пока не может наложить эти эмоции на прочитанный им самостоятельно текст. Этот опыт у него только складывается благодаря ежедневному общению со взрослыми, взаимодействии сними, наблюдению за различными социальными, бытовыми и природными явлениями. Формирование эмоционального опыта малыша влияет на развитие его нравственности. Только наблюдая за эмоциями взрослых, улавливая те или иные интонации, ребенок усваивает, «что такое хорошо, а что такое плохо».

     Все вышесказанное проиллюстрируем на примере методики обучения чтению, которая предполагает развешивание табличек со словами по всему дому. Слова на табличках должны обозначать ту или иную вещь. Так, якобы ребенок запоминает написание слова и соотносит его с названием предмета. Ребенок действительно может запомнить слово и варианты его чтения, однако полезно ли это для развития его мышления и восприятия, и не мешает ли данный процесс основной задаче этого возраста - познанию окружающего мира таким, какой он есть, а также восприятию эмоциональной составляющей каждого явления и предмета? Ребенок устроен так, что в раннем возрасте он, прежде всего, стремится соотнести не написанное слово и название предмета, а предмет и звучащее, эмоционально окрашенное слово! Да и понимает в этом возрасте малыш все конкретно (абстракция как мы говорили, еще не развита). Раз все вещи подписаны в доме, то почему нет табличек на улице или в гостях у друга? В детской голове возникает путаница.

    Таким образом, в первые 3 года жизни ребенку необходимо эмоциональное общение со взрослым, от которого он как губка впитывает всю информацию об окружающем мире. А взрослые что же? Хотят использовать неограниченные возможности мозга, чтобы пораньше научить ребенка читать и таким образом самому добывать себе информацию? Возможно, эти мотивы не всегда осознанны, но присутствуют в чрезмерном старании родителей обучить свое чадо буквам и цифрам.

      А как же раннее развитие? Проблемы с ним возникают именно у взрослых. Им катастрофически не хватает времени и сил на ребенка. Ведь легче развесить таблички по дому, чем много раз медленно и выразительно читать сказку «Теремок» или «Курочка Ряба». Это, в конце концов, им просто не интересно! Вы замечали, что дети порой просят маму по 10 раз читать одну и ту же понравившуюся книжку? Или задают одни и те же вопросы, доводя родителей до нервного крика? И это еще одно доказательство того, что ребенок воспринимает всю информацию только через эмоциональное общение со взрослым. Родители, не вполне осознавая это, пытаются заменить непосредственное общение с ребенком всякими техническими средствами (табличками, игрушками, видеопрограммами). Почему? Порой им просто не хватает времени, терпения, желания и элементарных знаний, чтобы ответить на все вопросы ребенка. Как устроен космос, как называются те или иные редкие животные и растения и т.п. Для взрослого опосредованное общение норма - интернет, письма, чаты, телефон и т.п. А для ребенка необходимо живое, непосредственное эмоциональное общение. Только с помощью него он сможет усвоить все необходимые знания о мире, чтобы идти с этим базисным багажом по жизни дальше.

                                                                                                             А как поступали древние?

     Кто же в итоге выигрывает в результате такого усиленного раннего развития ребенка? Никто! Проигрывают и дети и родители. А аборигены Австралии, Америки и народов севера, например, родители которых сохранили первобытный подход к воспитанию детей и не учат их с раннего детства счету и письму, без труда осваивают потом школьную программу, поступают в университеты и обгоняют своих сверстников.

     Какие принципы использовали наши предки в воспитании детей? Они считали новорожденного ребенка обладателем вселенских знаний, которые он по мере своего роста и развития забывает. Поэтому древние старались сохранить эти знания и даже не помышляли о том, чтобы учить ребенка чему-либо до 3-х лет. Зачем, это делать, если малыш и так обладатель высшего знания, недоступного взрослым людям? Так ребенок развивался естественно, реализуя заложенную в нем самой природой программу. А для сохранения божественного знания реализовался принцип «не помешай». Ребенка часто ненавязчиво расспрашивали об устройстве окружающего мира. Так, по мнению древних малыш мог вспомнить и сохранить свои знания. Это непосредственное эмоциональное общение со взрослыми и давало мощный толчок для развития всех способностей ребенка.

                                               Спонтанное развитие творческих способностей ребенка - принцип «не навреди».

    На сегодняшний день данные принципы реализованы и лежат в основе методики спонтанного развития творческих способностей ребенка. Это совершенно иной способ получения информации - знания уже заложены от рождения, необходимо только не помешать им раскрыться. Данная методика позволяет легко осваивать иностранные языки и игру на музыкальных инструментах, делает доступными понимание многих областей знаний, которые кажутся чрезвычайно сложными. Дети, к которым была применена эта методика, обладают неограниченными интеллектуальными способностями. Обучение происходит так легко, как будто ребенок на самом деле всего лишь вспоминает давно забытую информацию. Для раскрытия необычных возможностей ребенка, важен ряд поддерживающих действий, начиная с самого его рождения, в число которых входит даже правильное пересечение и перевязывание пуповины новорожденного.

   Примеры из жизни доказывают удивительную способность людей, к которым была применена данная методика, осваивать новые знания и умения без особого труда. Например, на музыкальных инструментах такие люди учатся играть очень быстро. Как будто они не осваивают их заново, а всего лишь вспоминают, как на них играть. Создается ощущение, что люди, к которым применялась методика спонтанного развития творческих способностей, обладают каким-то общим волшебным ключом ко всем знаниям, умениям и навыкам. Согласно проведенным экспериментам над 2-мя группами новорожденных детей, к одной из которых методика применялась, а к другой нет, первая группа детей обладала явно более высоким интеллектом, чем вторая. Детки из первой группы с легкостью усваивали знания из любой науки. Для них не было никаких ограничений в процессе обучения.

   Данные эксперименты позволили ученым и психологам задуматься о принципах развития интеллектуальных способностей в целом и открыть совершенно иные способы обучения ребенка. Они основываются не на традиционных методах обучения, применяемых пусть даже и в игровой форме, не на навязывании ребенку определенных знаний, которые взрослые считают необходимыми, а на раскрытии творческого потенциала самого ребенка. Необходимо использовать методы, позволяющие разбудить бессознательные механизмы интуитивного знания малыша.

                                                                                                Раннее развитие ребенка, подводим итоги.

   Таким образом, раннее развитие ребенка, безусловно, нужный и важный процесс. Вот только происходит он независимо от желания взрослого. Соответственно те методы, которые выбирают сегодня родители для того, чтобы обучить своего ребенка в раннем возрасте тем или иным премудростям оставляют желать лучшего. По крайней мере эффективность их можно оценить только тогда, когда ребенок станет взрослой самостоятельной личностью - годам к 30. Если к этому моменту человек легко усваивает любую новую информацию, умеет творчески подойти к задаче и легко решить ее, то раннее развитие ребенка происходило по правильному пути.

   Не стоит ставить эксперименты на собственном малыше, пичкая его раньше времени ненужной информацией. Лучше прислушаться к естественным потребностям ребенка, постараться разбудить в нем интерес к познанию окружающего мира. Поддержать развитие его творческих способностей, которые проявляются не только в умении красиво рисовать, а в умении неординарно мыслить, находить интересные пути решения той или иной задачи и т.п. Все эти умения формируются только при активном взаимодействии и общении взрослого с ребенком, которое не заменят никакие даже самые дорогие игровые пособия. Ведь проблема раннего развития ребенка - это именно проблема взрослых, а для ребенка раннее развитие - естественный и интересный процесс, заложенный в нем с рождения!

 

Заказать и купить развивающие игрушки>>

Каталог

КАТАЛОГ

Статьи

СТАТЬИ
Детское творчество

Математика для детей

О раннем развитии

Окружающий мир

Развивающие игры и игрушки

Родителям о воспитании


Интернет магазин развивающих игрушек «Игромагазин», Москва

© 2008–2017

Рейтинг@Mail.ru