Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Вундеркинды

   Наверное, никто из родителей не станет спорить, что когда его малыш появился на свет, обязательно появлялась мысль: «Вот бы он был  гениальным! Ну, или, по крайней мере, талантливым!» Сразу вспоминался трехлетний Моцарт, виртуозно игравший на пианино, Грибоедов, в 11 лет  ставший студентом университета. Иными словами, мечта о чудо-ребенке, вундеркинде сильна в родительском воображении. Но обычно, хорошо зная примеры ярких проявлений малолетних гениев, мало кто знает и стремится узнать, что происходит с вундеркиндами буквально несколькими годами позже, со вступлением их во взрослую жизнь. А ведь в большинстве случаев судьба весьма неблагосклонна к чудо-детям.

   Миша поразил родителей тем, что уже в трехлетнем возрасте смог в уме складывать и вычитать числа, а затем читать на уровне школьника. В 5 лет мальчика уже увлекали  логарифмы. Самостоятельно, по нотному самоучителю он научился игре на пианино, и довольно уверенно исполнял любимые песни. В тот момент, когда большинство детей с приходом в первый класс, только начинают овладевать грамотой, он  всерьез занялся изучением Периодической таблицы Менделеева, а годом позже перешел на задачи по физике.

   Главная опасность для Миши и подобных ему ребят - «синдром бывшего вундеркинда» — особая форма нервного расстройства, выражающаяся  в постоянном желании  демонстрировать свои особые способности, осложненная крайне болезненным самолюбием. Психологи зачастую объединяют вундеркиндов с такими неблагополучными социальными группами как сироты и малолетние преступники, эпилептиками и лицами, страдающими психическими расстройствами. Звучит довольно неожиданно, но все эти люди в равной степени подвержены повышенному риску - оказаться одинокими и неустроенными, чувствовать себя непонятыми, а это ведет к повышенной склонности заболеваниям. Но если социально неблагополучных граждан общественное мнение жалеет и относится с долей снисхождения, то психологические проблемы одаренных детей чужды и непонятны большей части населения. И помочь таким детям могут лишь их родители и близкие.

   Родители Миши, скорее испугались, чем обрадовались «свалившемуся» на их ребенка дару. Они обратились за консультацией к специалистам. Определив высокую степень одаренности, психологи предрекли Михаилу судьбу ученого, а также пообещали много трудностей. В идеале такие дети должны учиться по  индивидуальной программе. Но родителям Михаила такая возможность была Как вырастить вундеркинда, Елена Башкова, книганедоступна. Поэтому практически никто не удивился, когда в качестве своей самой первой отметки в школе юный гений принес «кол». 

   Одаренные в той или области вундеркинд, в большинстве случаев совсем не могут найти контакт с коллективом сверстников, в школе этот тезис превращается для ребенка в постоянный стресс. В результате чудо-ребенок начинает воспринимать свой талант как некое уродство. Многие вундеркинды в переломный возраст предпринимают попытки суицида, не в силах больше бороться с враждебным по отношению к ним окружающим миром. Очень немногие из подобных детей могут сохранить свою одаренность и верно применить её в жизни.

   В итоге, как это ни парадоксально, но судьбе одаренных людей в большинстве случаев не позавидуешь. Они обладают тонкой душевной организацией, крайне уязвимы и очень ранимы. У талантливых людей чаще, чем у других, возникают проблемы в личной жизни, и в построении карьеры. Общественное признание крайне редко приходит к ним при жизни, а риск возникновения психических расстройств в разы выше. В повседневной жизни гений становится обузой и себе, и окружающим. Даже в собственной семье они чаще всего одиноки, и чем выше  степень одаренности, тем тягостней одиночество.

   Прав был Дидро, который утверждал, что на один случай, когда гений оказывается у ворот дворца, приходятся сотни тысяч трагических судеб непризнанных гениев. Социологи обратили эту фразу в числа: из полутора миллиардов жителей развитых стран  примерно 150 тысяч людей – потенциальные гении. Однако выявленных гениев на Земле единицы. Что же происходит с остальными?

   Чаще всего мы имеем дело с так называемой «нормальной одаренностью». Это повышенные показатели в пределах условной нормы – ребенок отличается высокой способностью к обучению, но в то же время контактный, отличается  хорошей адаптацией к внешним условиям, умеет правильно построить общение с окружающими, он хорошо усваивает различные воспитательные нормы и здоров. Это наиболее оптимальный вариант для успешной реализации ребенка в обществе.

   Возможна несостоявшаяся одаренность: ребенок может быть высоко одарен от природы, но ленив и беспечен, не стремится к обучению и живущий по принципу наименьшего сопротивления. Такие люди никогда не станут гениями, но они к этому и не стремятся. Многие завидуют их высоким способностям, но такие люди редко извлекают из неё какую-то пользу, разве, что умеют быстрее других закончить любую работу и учебное задание. Дальше требуемых от него социумом в той или иной ситуации рамок он не захочет шагнуть.

   Несостоявшаяся одаренность может быть вызвана не только личными качествами ребенка, но и подавлена неправильными воспитательными методами, отсутствием индивидуального подхода к ребенку, стремлением подогнать его под общий стандарт. Такой ребенок часто вырастает неконтактным человеком, страдает от множества комплексов. Такой тип вундеркиндов в большинстве своем доминирует в нашем обществе. Ведь советская педагогика строго следовала казарменным принципам воспитания, а её современная преемница пока не смогла выработать своих путей по успешному развитию нестандартных детей.

   Как продолжилась судьба Михаила? В 13 лет он стал студентом университета, а в 17 – уже поступил в аспирантуру. Он продолжал учиться с воодушевлением и легкостью, но постоянно сталкивался с неадекватной системой оценивания, с непониманием со стороны сверстников и недостаточным общением вне научной среды. Все спровоцировало развитие тяжкого душевного недуга. Так одаренность любимого сына закончилась для родителей Михаила семейной трагедией.

   Незаурядные творческие и интеллектуальные способности — важное достояние любой нации. Во многих странах, таких, к примеру как США и Япония, это давно поняли, и государства не жалеют средств на создание особых программ, выявляющих вундеркиндов, помогающих им развить свои способности и социально адаптироваться. По статистическим данным судьба каждого из пяти чудо-детей в России такова: у одного из них развивается тяжелая психическая болезнь, второй предпринимает попытку  самоубийства, третий – из-за неправильного воспитания и обучения утрачивает свои способности, четвертый уезжает за рубеж, где строит успешную карьеру и только один из пятерки находит возможность успешно применить свои таланты на родине. Все они в большей или меньшей степени испытывают огромные сложности в личной жизни. Эти люди просто не могут вести себя так, как все, они просто устроены иначе, поэтому конфликт с окружающими для них неизбежен. Умея делать сложнейшие вещи, недоступные большинству, они порой не могут нормально общаться даже со своими близкими, не разделяют общепринятых ценностей. Они не могут приспособиться к жизни, и зачастую равнодушны к материальным благам.

   Но именно эти люди обеспечивают прогресс человеческого общества, ведь чтобы изобрести что-то кардинально новое нужно мыслить именно «не как все». Дети с необыкновенными способностями непонятны для большинства людей, они многое делают странно, и это приводит к тому, что с детства над ними смеются или даже издеваются. Но если обществу не удастся сломить маленького гения, то из него вырастет новый Ландау или Шостакович, Капица или Бродский. Чаще всего вундеркиндами становятся мальчики, девочки-гении встречаются гораздо реже и обычно с возрастом утрачивают свои выдающиеся способности. Точной причины подобной закономерности пока не выявлено, однако психологи склонны объяснять этот факт большей пластичностью женской психики.

   Потенциальные повышенные способности закладываются в ребенка еще до рождения, но как правильно распорядиться этим потенциалом? Успех юного гения зависит от множества причин, но в первую очередь от готовности общества принять его и помочь ему  состояться.

   Родители вундеркиндов на практике сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе обучения и воспитания своих нестандартных детей. Иногда они просто растеряны и не знают, что делать с внезапно проявившейся гениальностью сына. В учебном коллективе вундеркинду скучно и некомфортно. Маленькие гении обычно не уживаются в детских садах и либо к школе утрачивают свои способности, либо мама вундеркинда или ближайшие его родственники вынуждены давать ребенку индивидуальное домашнее воспитание и развитие. В результате, малыш растет изолированным от  сверстников. Оттягивая столкновение с системой единых образовательных и оценочных стандартов до школьного возраста родители лишь усиливают «школьный невроз», делая трудности общения с классом почти  непреодолимыми. Как же найти выход из этого замкнутого круга?

   «Я вырос нелюдимым и очень неуклюжим подростком с весьма капризной психикой» — вспоминает в своей книге «Бывший вундеркинд» Норберт Винер, отец современной кибернетики, получивший домашнее образование. Его отец добился успеха и вырастил настоящего гения, но принесло ли это счастье самому Норберту? Отчасти ответ содержится в уже приведенной цитате.

    В 90е годы прошлого века российская общественность впервые активно заинтересовалась своими вундеркиндами.  Была создана специальная лаборатория при Психологическом институте Российской Академии Образования. Ее руководитель  - академик Алексей Михайлович Матюшкин. Стали возникать специальные средние учебные заведения для одаренных детей, например, Сократовская гимназия для старшеклассников в Люблино и школа-лицей «Созвездие» в Красногвардейском районе столицы. Здесь для каждого из детей стремятся создать индивидуальную программу и особые условия. 

   Общая стандартизированная программа обучения в большинстве случаев способна  привести к утрате особого дарования ребенка. Для особо одаренных детей уже с первого класса вводится предметное обучение. Необходимы гораздо более квалифицированные учителя. Класс не должен быть больше, чем 10-12 человек. Успешное обучение вундеркиндов требует использования большого количества специально подготовленных учебных пособий, а также активного использования экспериментального оборудования для занятий химией и физикой, биологией и другими предметами. Желательно, чтобы у образовательного учреждения была возможность издавать произведения своих учеников, ведь многие маленькие гении  пишут прозу и стихи, прекрасно рисуют, создают смелые архитектурные проекты, проводят успешные исследования. Но специально организованных для одаренных детей школ в масштабах страны крайне мало.

   Естественно, что создание таких школ не окупится уже завтра, но развитие вундеркиндов - дело не только обеспечивающее финансовое благополучие общества, но и нравственный долг неравнодушных педагогов и психологов.

   Многочисленные исследования доказывают, что треть вундеркиндов при благоприятных условиях способно не растерять своего дарования и успешно применить его в жизни, 70% великих исторически значимых личностей были вундеркиндами. Вундеркинды очень трудолюбивы и увлечены своими идеями, и это качество непременно нужно поддерживать. 

   Психика одаренных людей гораздо тоньше, чем у  среднестатистического человека, он гораздо сложнее и противоречивее организован. Родителям следует помнить, что любое опережение развитие таит в себе не только плюсы, но и минусы, которые нужно стремиться сгладить. Прежде всего, одаренному ребенку нужна помощь, а не восхищения. Только тогда Ваш ребенок сможет найти достойное место в жизни и интересное дело, которому он посвятит себя в будущем.

  Не стоит считать, что любая частная и дорогая школа предоставляет идеальные условия для развития вундеркиндов. Для одаренного ребенка важен не излишний комфорт и опека, а развивающий дискомфорт. Ребенку необходимо преодолевать себя во время учебы, тренировать волю. Умственная деятельность должна быть трудной, лишь тогда она будет не только интересной, но еще и полезной. Однако это вовсе не значит, что одаренного ребенка необходимо перенапрягать, важен верный баланс нагрузки.

  Психологи выделяют два типа одаренности: творческую и интеллектуальную. Интеллектуально одаренные ребята проявляют повышенные способности к обучению, обладают энциклопедическими познаниями. Творчески одаренные дети недоверчивы к объяснениям преподавателей, во всем стремятся найти собственный способ решения и доказательство, обладают нестандартным мышлением. У них уже не только мозг, но и сама личность устроена по-другому. Именно их больше всего не любят в общеобразовательных школах. Эта группа вундеркиндов труднее всего приспосабливается к жизни в обществе. За их странностью и непредсказуемостью далеко не всегда замечают гениальность, и большинство из них может так и остаться в числе непризнанных гениев. 

   Сейчас оценить степень творческих и  интеллектуальных способностей можно достаточно объективно при помощи специально разработанных методик. Творческая одаренность непременно требует повышенных интеллектуальных способностей, а вот интеллектуалы могут быть совсем лишены творческой одаренности. Все желающие могут пройти специальное тестирование в Психологическом институте Российской Академии образования.

   Быть вундеркиндом —  тяжелое испытание, а не счастливый билет. Только единицы особо одаренных ребят могут приспособиться к «окружающей среде» и не растерять своего дара без посторонней помощи.

  Нужно помнить, что среди нас может находиться будущий гений, способный перевернуть дальнейший ход развития науки, совершить грандиозное открытие, обогатить современную культуру удивительными книгами, картинами, музыкой.  Будьте внимательны к таким детям, не стремитесь, во что бы то ни стало извлечь скорейшую практическую пользу из дара малыша. И ни в коем случае не жалейте, если Ваш ребенок «как все».

Заказать и купить книги для детей>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании