Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Диагностика готовности к школе

  Во многих школах и дошкольных образовательных учреждениях Вам предложат продиагностировать ребёнка на предмет психологической подготовленности к школе. И если некоторым родителям сам подобный подход кажется неправильным и ущемляющим равные права ребёнка, то другие, напротив, ратуют за обязательное прохождение подобного «экзамена» на готовность к школе, чтобы точно знать, что предстоит доработать  в летние месяцы.

   Вторая точка зрения представляется более правильной. Ведь главная задача психолого-педагогической диагностики не наклеить «ярлыки», ограничивающие и подавляющие дальнейшее развитие ребёнка, не отыскать слабые места и недостатки, а помочь выяснить, насколько малыш дорос до тех требований, которые понадобятся ему для активного и успешного участия в процессе обучения  как в целом, так и (при желании сразу поступить в специализированный класс) при изучении избранных в качестве профильных дисциплин. Не стоит относиться к диагностике как к «профориентированию» на всю оставшуюся жизнь. Грамотно проведённая процедура на основе выявленного специалистами актуального уровня развития у ребёнка навыков и умений подскажет оптимальную нагрузку для будущего ученика, возможно, поможет определиться  с выбором конкретного учебного заведения и его специализации, даст необходимые советы по методам и подходам, которые позволят стимулировать развитие малыша в той или иной плоскости. Ведь именно оптимально выбранное начальное учебное заведение – поможет ребёнку проявить себя наилучшим образом, развить любовь к учёбе и благотворно отразится на дальнейшем обучении.

   Многие считают, что диагностика готовности ребёнка к школе складывается в первую очередь из конкретных умений и навыков по чтению, счёту и письму и общей «эрудированности» будущего первоклассника. Однако это не совсем так. Ваш ребёнок может знать хоть всю программу начальной школы, уметь довольно бегло читать и хорошо писать, но к приходу в школу быть не готов. Психологическая готовность к школе это:

  • прежде всего, развитые социальные качества – умение вести себя в учебном заведении, способность найти общий язык со сверстниками и построить дружеские отношения в коллективе, понимание роли учителя;
  • готовность перейти от игры к обучению, стремление увидеть в учёбе новую ведущую форму деятельности,  желание учиться;
  • умение управлять своим поведением, способность концентрировать внимание, умение ставить цели и достигать их;
  • наличие чёткой мотивации и готовности к учёбе в школе.

   Если попытаться нарисовать образ некоего идеального первоклассника, то мы получим следующую картину: это ребёнок, уверенный в собственных силах, обладающий чувством собственного достоинства, способный придумывать игры и играть по уже с придуманным правилам; он активно и с охотой общается и со взрослыми, и со сверстниками, любознателен.

   Если говорить о собственно познаниях ребёнка в будущих школьных дисциплинах, то для первоклассника гораздо более важно не количество усвоенной информации, а сам процесс обучения, стремление ученика к познанию, к экспериментаторской деятельности, способность к обобщению и систематизации, умение работать под руководством и по заданию взрослого.

   Диагностика психологической готовности к школе делает акцент на 

  • выяснение уровня общего развития, владение навыками познавательной деятельности;
  • умение вести себя по правилам и управлять своими поступками; 
  • наличие мотивированного желания учиться. 

   Очень важные качества психологической готовности к обучению: способность точно выполнять поставленные задания, делать упражнения по образцу, способность внимательно слушать говорящего.

   И обязательно стоит помнить, что подобная диагностика – не гарантирует стопроцентное определение будущей успеваемости ученика, все критерии и результаты достаточно гибки и мобильны и могут быть подкорректированы в дальнейшем.  

   Предположим, что родители хотят отдать ребёнка в спецкласс с математическим уклоном. Результаты проведённой диагностики говорят о недостаточно развитой внимательности. Это важный показатель, ибо обучение в математическом классе с его усложнённой программой требует от учащихся умения концентрироваться на уроке, выполнять много самостоятельных заданий. Допустим, родители настояли на своём решении и вопреки советам психолога отправили ребёнка в спецкласс. Возможно, малыш заинтересуется новой для него деятельностью, и все недостающие качества разовьются в процесс учёбы, но могут возникнуть и трудности при обучении, успеваемость упадёт, а вместе с этим возникнут  негативные эмоции по отношению к школе и учёбе вообще.   А всех эти стрессовых ситуаций можно было легко избежать, отправив малыша в специализированный класс годом позже, одновременно предлагая ему дополнительные занятия, развивающие внимательность и концентрацию.

   В состав диагностики психологической готовности к школе входит несколько приёмов: тестирование, ролевые игры, беседа с малышом.

   Вот примеры используемых методик:

1. Методика Эльконина-Венгера – графический диктант и «образец и правило».

   Ребёнку выдается листок в клетку, на котором он должен вычертить орнамент по предварительно расставленным точкам. Психолог устно поясняет испытуемому задачу – на сколько клеток и в какую сторону необходимо отступить в том или ином случае. После того как основной орнамент становится ясен, ребёнок должен дорисовать его до конца страницы самостоятельно. Это задание позволяет понять, может ли малыш следовать указаниям и рекомендациям взрослого, точно выполнять их. А на завершительном, самостоятельном этапе он демонстрирует способность к выполнению заданий по образцу.

   При выполнении задания «образец и правило» ребёнку даётся образец – некая сложная геометрическая фигура и листок с предварительно расставленными точками-обозначениями. По этим точкам он должен нарисовать такую же фигуру. Перед началом теста оговаривается ряд правил: например, нельзя соединять между собой одинаковые точки-обозначения. Это задание проверяет не только способность выполнять упражнение по зрительному образцу, но и умение справляться с многоплановыми условиями выполнения задания. 

2. Предметная классификация – эта методика определяет уровень развития логического мышления ребёнка. Тестируемому выдаётся набор карточек с изображениями самых разнообразным одушевлённых и неодушевлённы предметов. Ребёнок должен составить из этих карточек несколько групп, объединённых различными общими качествами и признаками.

3. Последовательность событий – методика, определяющая степень развития речи и аналитические способности первоклассника (в частности умение строить причинно-следственные связи). Ребёнку выдаётся набор карточек с картинками, отражающими различные этапы некоего известного ребёнку процесса. Задача малыша выстроить эти карточки в хронологически верный ряд, а затем составить рассказ по картинкам, в котором объяснить, в какой последовательности развивались события.

4.Методика, определяющая развитие памяти – психолог проговаривает ребёнку набор слов, не имеющих между собой каких-либо причинно-следственных связей, а затем просит повторить их.

5. Тест Керна-Иерасека – выявляет уровень психического развития ребёнка, помогает определить развитость глазомера и мелкой моторики, определяет, насколько ребёнок способен к подражанию. В этом тесте ребёнку предлагается нарисовать  фигуру человека, перенести на свой лист точки, находящиеся в разных пространственных положениях, а также скопировать некую фразу из букв, не зная её содержания. Задание оценивается по пятибалльной системе в зависимости от точности копирования.

6. Методика Т.Д. Марцинковской – определяет мотивационную готовность дошкольника к началу учёбы, выявляет внутреннюю личностную позицию ребёнка. Методика представляет собой тестирование. Взрослый читает вслух вопросы, а ребёнок выбирает один из предложенных вариантов ответа.

   Например: Если бы тебе пришлось выбирать из двух школ, в одной за правильные ответы ставили бы хорошие отметки, а в другой – дарили конфеты и игрушки, какую бы школу ты выбрал бы? А если бы в одной школе можно было вставать с места только с разрешения учителя, поднимать руку, если хочешь что-то сказать или спросить, а в другой – можно было бы вести себя на уроках, как вздумается, куда бы ты предпочёл ходить? В одной школе задают домашние задания, а в другой – нет, какую ты выберешь? Если бы той друг спросил бы тебя: «Что тебе нравится в школе больше всего?», чтобы ты ему ответил? И так далее.

   На основе выбранных ответов оценивается желание и готовность ребёнка идти в школу.

   Все эти и некоторые другие методики легко найти в магазинах и в Интернете, однако не стоит злоупотреблять самостоятельным диагностированием ребёнка, а тем более делать окончательные выводы по результатам тестирований. Правильно интерпретировать результаты тестов, свести в единую картину показатели, полученные путём применения для диагностики различных методик, может только опытный специалист. Поэтому, если Вы являетесь сторонником диагностического тестирования и считаете, что Вашему ребёнку важно его пройти, обратитесь к психологу. Это может быть специалист, работающий в детском саду или в выбранной Вами школе (второй вариант более предпочтителен, потому что школьный специалист знаком с конкретными требованиями., предъявляемыми к будущим ученикам именно этого учебного заведения). Можно обратиться также и к работнику специального психологического центра.

   Лучшая помощь родителей, беспокоящихся о будущем своего первоклассника, - изучить наиболее распространённые методики, понять их суть и в своих занятиях с ребёнком работать над развитием тех качеств и навыков, которые требуются для успешного начала учёбы: развивать мелкую моторику рук, стимулировать познавательную и экспериментаторскую деятельность, учить общаться в коллективе сверстников и взрослых, помогать ребёнку ставить цели и осуществлять их, прививать способность вести себя в соответствии с определённым набором  правил.

 

Заказать и купить игры, книги и пособия для изучения математики>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании