Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Песочная терапия для детей

    песочная терапия Песок и вода присутствуют в любой экосистеме, они доступны детям в самых разных уголках страны. Для терапевтического воздействия можно использовать каждый из материалов по отдельности, сохраняя их индивидуальные свойства, либо соединять их вместе. Разные сочетания используются при разнообразных видах коррекционных занятий с детьми разных возрастов.

    Песок Миллионы лет песок вбирает в себя геологическую историю нашей планеты. Самые разнообразные породы песка заполняют песчаные пляжи в разных уголках света. Ветер и вода постепенно разрушают породы, превращая её в тысячи отдельных песчинок. Немногие задумывались об этом, но часто в обычной песочнице можно встретить мельчайшие фрагменты раковин и костей древних морских обитателей. Песок может быть разной фактуры и цвета. Если песочница заполнена светлым песком, на его фоне лучше видны различные камни и ракушки, а темный коричневатый песок, напротив, маскирует содержимое песочницы. Все мы знаем, сколько разнообразных трехмерных фигур можно вылепить из мокрого песка, в нем можно рыть ямы и зарывать тайники, из капель мокрого песка можно строить грандиозные замки.

      Песок традиционно находится на границе воды и суши, в песочной терапии он олицетворяет Землю – некое материнское начало, основу и константу бытия, поддерживающую все формы жизни. Если Вы хотите провести занятия с малышом на пляже, то задействовать можно все тело маленького пациента. Осязательный контакт с песком уже является терапевтическим воздействием. На детской площадке при помощи песка также можно проводить разнообразные символические игры. В результате занятий с песком ребенок во время каждого занятия ощущает себя творцом, из бесформенного материала создающим новую форму. Можно заниматься психотерапией и дома, высыпав небольшое количество песка на поднос. Перемещая песок с одной стороны подноса на другую, ребенок проигрывает в своем воображении перемещения песка в природе при помощи ветра, а также изменение в своих настроениях и чувствах. Он может сформировать островок посередине или сдвинуть весь песок в одну часть подноса или разровнять песок по всей поверхности – все это иллюстрирует внутренний мир ребенка и его отношения с окружающими. Все мы знаем, что без воды не существует жизни. Человек на две трети состоит из воды и поверхность нашей планеты на две трети покрыта водой. Без воды невозможно развитие человека в утробе матери. В разных условиях вода может менять свое состояние, замерзает или испаряется, остается текучей. Вода очень часто ассоциируется в сознании человека с разнообразными чувствами человека. Кто-то может «плыть по течению», давать «прозрачный намек» и т.п. Вода отражает окружающие предметы и удерживает на поверхности, позволяет увидеть то, что находится на дне. Французский импрессионист Клод Моне в последние годы своего творчества посвятил изображению водной глади и растущих на ней лилий, таким образом, наглядно отражая на своих полотнах эти три основные свойства воды. Вода может издавать самые разные звуки – капель и шум прибоя, журчание ручейка и стук дождя. Вода способна растворять в себе разнообразные вещества и изменять свойства нерастворимых предметов. Именно вода размывает породы. Превращая их в крупицы песка. Вода способна очистить и охладить, она ассоциируется с женским началом, водами плодородия и обновления. Вода заполняет собой пространства, не стремясь обойти сложные и опасные участки, уподобление человеческих устремлений водной стихии помогает понять, что строгое стремление к истине помогает разрешить многие сложные проблемы и проложить верную линию поведения.

   Песок и вода  Вода и песок могут сочетаться друг с другом в самых разных отношениях. В естественной среде границу между этими двумя стихиями зачастую трудно определить однозначно. По отдельности оба вещества бесконечно текучи и не имеют формы. В соединении же они способны образовывать формы. Но если воды в песке слишком много, то смесь превращается в бесформенную грязь. Заострите внимание ребенка на этих изменениях свойств веществ. Точно также человек в ситуации стресса утрачивает гармонию своих чувств и равновесие, способствующее созиданию.

   Предметы в песочнице   Для эффективного терапевтического воздействия  необходимо, чтобы ребенок сам выбрал предметы, которыми он будет манипулировать в песочнице. Для такого дополнительного материала хорошо подойдут камни, раковины, различные минералы и дерево, семена и солома, засушенные растения и цветы, перья и обточенное водой стекло. Помимо этого, можно иметь набор игрушек и предметов из глины, резины, пластмассы и металла. Естественные предметы символизируют те человеческие чувства, которые появились в результате естественного развития ребенка. Они характеризуют его природный потенциал. Работая с ними, маленький пациент сможет достичь гармонии и осмысления необходимости изменений в жизненной ситуации. 

    Если малышу больше нравится заниматься с песком, это говорит о том, что он хочет ощутить свое природное начало, а если он отдает предпочтение рисунку или лепке, он стремится обрести тесную связь с культурным наследием человечества. Если во втором случае ребенок показывает готовность работать со специалистом на внешнем культурном уровне, то в первом – он готов открыть глубинный, первичный уровень своих переживаний. С незапамятных времен природные материалы используются человеком в ходе самых разнообразных ритуалов. Они становятся посредниками для общения человека с природными стихиями, отражая те или иные аспекты его внутреннего мира. Выбор тот иной фигуры или предмета объясняет истоки существующих у ребенка проблем и символизирует его готовность и желание преодолеть сложную ситуацию и разобраться в себе, благодаря установлению внутренней связи между предметом и пациентом.

Фреска из песка Набор для творчества  Эмоциональная привязанность к предмету.  Среди многообразия экспрессивно-креативной терапии арт-терапия, пожалуй, единственная разновидность лечения, при которой ребенок может трансформировать свои переживания и фантазии в реальные объекты. Создание песочной композиции – один из способов изобразить внутренние переживания. При желании созданную на занятии поделку можно забрать домой, но гораздо важнее запомнить внутренний образ, который ребенок пытался создать. Не критикуйте созданную малышом композицию, это может привести к потере доверия к взрослым. Вынесенный из занятия положительный опыт, пригодится малышу в самых разнообразных жизненных ситуациях.

  Изготовление миниатюры   Недорогие фигурки для создания миниатюры обычно изготовляются из пластмассы. Можно найти самые разнообразные по цене и составу наборы крохотных фигурок – индейцев и солдатиков, военную технику и сказочных и мультипликационных персонажей. Есть также фигурки из металла и фарфора, но их хрупкость и дороговизна делает их не столь популярным инструментом песочной терапии. Следует обратить внимание, какую из тематических групп фигурок выбирает ребенок, руководствуется ли он при выборе в первую очередь материалом, окраской или размером, из которого они выполнены, с кем или чем ассоциирует ту или иную куколку. Обратите внимание, сочетает ли ребенок при создании песочной композиции фигурки из разных материалов или предпочитает выполненные из одного материала.   Для того чтобы песочная терапия была эффективной необходимо, чтобы в коллекции собралось несколько сот миниатюрных фигур, достаточно прочных и влагостойких. Однако маленькому пациенту не стоит предлагать чересчур большую коллекцию фигур для выбора, это может запутать его. Но в разумных границах ситуация выбора подтолкнет ребенка к мысли о необходимости принятия решения, изменения.

Типы предметов, используемых в песочной терапии

1. Фигурки людей: обязательно используйте фигуры людей разного возраста и пола. Должны быть фигуры бабушек и дедушек, взрослых мужчин и женщин, а также детей и младенцев. Фигурки должны изображать людей разных профессий, спортсменов и представителей разных национальностей, фантастических персонажей.

Фигуры животных для раскрашивания Раскрась предмет2. Животные: в этой группе должны быть фигуры диких животных - грызунов, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, обитающих в джунглях и в пустынях, также других природных зонах. Также должны быть изображения доисторических животных и зверей из мультфильмов и сказок.

3. Все, кто летает: здесь ребенок сможет найти разных птиц, обитающих на суше и на воде, диких и домашних птиц, доисторических летающих ящеров (археоптерикс, птеродактиль). К этой группе также примыкают насекомые – кузнечики и бабочки, мухи и пауки.

4. Обитатели океанов: в этой группе малыш найдет самых разнообразных рыб, обитающих в различных широтах, акул и дельфинов, китов и касаток, осьминогов и моллюсков, крабов и морских млекопитающих, таких как моржи и тюлени, морские котики и нерки.

5. Дома и мебель: здесь собраны разные жилища, присущие разным народам и культурам. Здесь должны быть представлены шатры и палатки и большие дома. В набор также входит разнообразная мебель для кухни и ванной, спальни и гостиной, больничная и садовая.

6. Утварь и продукты питания: в этой группе должны найтись сковороды и кастрюльки, чашки и блюдца, тарелки, ножи, вилки, ложки, а также муляжи различных продуктов.

7. Растения и деревья: здесь малыш должен найти реалистично выполненные модели деревьев и цветов, при желании для создания песочной композиции можно использовать настоящие растения.

8. Небесные светила и им подобные: луна и солнце, звезды, облака и радуга, молния.

9. Транспорт: эта группа включает в себя как наземные виды транспорта (велосипед, различные модели легковых и грузовых автомобилей, военный транспорт), так и водного (корабли, лодки, парусники) и воздушного (вертолеты, самолеты, космические корабли, парашюты).

10. Разнообразны антураж городской среды: дорожные знаки, мосты и заборы, ворота и т. п.

11. Дополнения разного рода: орудия труда, музыкальные инструменты, зеркала, короба и бутыли, оружие, памятники, башенные или настенные часы и т.п.

12. Мелкие аксессуары: монеты и портфели, фотографии, ткани и пуговицы, ювелирные изделия.

13. Естественные объекты природной среды: минералы, кости, камни, фрагменты дерева, засушенные растения, семена, желуди, каштаны, перья, птичьи гнезда и стеклышки.

Расположение предметов

    Расположить коллекцию миниатюрных фигур лучше на полках, сгруппировав по описанным категориям, но можно и смешать миниатюры, чтобы выбор ребенком того или иного объекта для песочной композиции был более спонтанным. Можно также укладывать фигурки в прозрачные пластиковые коробки, здесь лучше строго рассортировывать изделия по типам. После использования миниатюр в песочной композиции все фигурки желательно промыть от песка проточной водой. Материалы в песочной композиции.

Классификация.

     В большинстве случаев предметы для песочной композиции ребенок будет выбирать интуитивно. Но став частью работы, они приобретают символическое значение, становятся носителями определенных качеств. Для того, чтобы расшифровать послание, заключенное в песочной поделке, нужно знать основные символические значения материалов, из которых изготовлены фигурки-детали.

  Песок     Песок постоянно находится в движении, не имея постоянной формы он неустанно меняет свои очертания. Он может быть просто рассыпан по периметру песочницы. А может стать материалом для лепки фигурок. Работать с песком очень легко, ребенок может совершить какие-то элементарные действия с песком даже не прибегая к помощи инструментов. При этом создание песочных скульптур очень кропотливый процесс, таким образом выбирая для своего самовыражения песок ребенок хочет передать свое ощущение неустойчивости и изменчивости окружающего его мира. Равнодушия к нему со стороны взрослых.

   Вода     Вода может с легкостью менять свои состояния, также как и песок не имеет какой-то постоянной формы и не требует от маленького пациента особых усилий для манипуляций с ней. Стихию воды порой очень сложно контролировать, если ребенок отдает предпочтение занятиями с водой, он хочет передать свои представления о покое и глубине, чистоте и бурном движении.

   Металл   Металл во многих культурах ассоциируется с зарождающимся человеческим существом, также крепка связь различных металлов с языческими богами и планетами. Золото традиционно символизирует Солнце, а серебро – Луну; железо – символ марса, а бронза и медь – Венеры, свинец – традиционно минерал, связанный с Сатурном.

Роспись по камню  Камень  Камень в традициях разных народов является метафорой прочности, бессмертия и вечности. Камни могут символизировать жизненную опору, недаром из них возводят фундаменты. Помимо этого, камень может отражать взаимосвязь неба и земли. Некий условный центр мироздания.

  Стекло и кристаллы   Кристаллы тысячелетиями формируются в недрах земли, красота их становится очевидной лишь тогда, когда их извлекают на поверхность. Кристалл является символом исцеления , которое произошло после внутреннего анализа, работы над собой и своими чувствами и эмоциями. Стекло - это уже продукт деятельности человека, оно прозрачно и прочно, использование стеклянных кристаллов может символизировать чистоту и взаимопонимание, опыт духовного анализа.

   Минералы     Минералы, подобранные для создания песочной композиции. Могут быть разной степени обработанности. Минералы являются символом скрытой ценности, указывают на богатый душевный потенциал, который откроется при дальнейшей работе с ребенком. Подобно тому, как красота минерала полностью открывается полностью после его шлифовки и обработки.

   Дерево Дерево для многих народов является некоей первичной материей, из которой созданы все объекты мира. Если ребенок стремится обработать кусок древесины при помощи различных инструментов – это символизирует его стремление упорядочить хаос. Дерево может ассоциироваться с колыбелью новорожденного, использование в изготовлении композиции семян растений может стать метафорой развития и роста, жизненной энергии, формирования личности.

  Раковины   Раковины подчеркивают связь с водной стихией и луной. Раковины традиционно считаются символом рождения, как физического, так и духовного. Кости     Кости являются символом вечной жизни и в то же время напоминают о краткости жизни. Для изготовления песочных миниатюр можно использовать косточки мелких зверьков или пластиковые макеты костей, к примеру, динозавров.

  Перья  Перо отображает связь между небом и ветром. Перья легки и подвижны, ассоциируются с полетом в разные волшебные миры. Они символизируют истину. Не менее важна также окраска перьев и их принадлежность той или иной птицы.

  Пластмасса   Пластмасса очень мягка в процессе формовки, ей можно придать практически любую форму, но после затвердевания изделия из пластмассы становятся зачастую очень хрупкими. Пластмасса, а также резина и казеин символизируют современное общество, стремление производить сильный внешний эффект, подход к жизни, строящийся на отношениях купи-продай, будь то объекты материального мира или идеи.

 

Заказать и купить наборы для песочницы>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании