Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Эмоции дошкольника

     По мнению одного известного психолога, детство – эта та пора, в которую ребенок учится основным коммуникативным навыкам, учится общаться и играть, учится огорчаться и радоваться, соболезновать, выигрывать и проигрывать. И все это ему очень пригодится в будущем. Важную роль в жизни малыша играют эмоции. Любые проявления эмоций говорят взрослому о том, что ребенку нравится, а что нет, как он относится к тому или иному событию в его жизни. По мере роста ребенка, его внутренний и эмоциональный мир становятся намного богаче.

   В настоящее время наметилась тенденция - современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, некоторые дети не могут проявить свои эмоции, и даже не знают, как это делать. То есть они не могут выразить, что они чувствуют. Именно по этому они иногда выражают их в резкой форме – отсюда и возникают конфликты детей со взрослыми и сверстниками. Эмоциональный мир очень важен в развитии - если ребенок не умеет выражать свои эмоции, замедляется и процесс его интеллектуального развития. У детей c угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.

   При достижении возраста 3-4 лет ребенок вполне способен вести себя хорошо, потому что он уже знает различия между «хорошо» и «плохо». Но это не значит, что он всегда будет вести себя так. Его настроение в этом возрасте зависит от физического комфорта. Если он напряжен, или устал, то он может капризничать и вести себя не соответственно своему возрасту: капризничать, баловаться. В данном случае ребенку требует просто ваша поддержка, внимание и утешение. Не требуйте от него послушания – позвольте ему быть маленьким и отдохнуть. На детей такого возраста уже начинает влиять характер отношений со сверстниками и родителями, и это тоже отражается на их эмоциональном состоянии.

   К 4-5 годам ребенок становиться более сильным во всех отношениях: и в физическом , и в эмоциональном. Для детей старшего дошкольного возраста эмоции преобладают над всем. Ребенок, конечно, уже может скрыть обиду, страх, слезы, но только в крайних случаях. В этот период жизни он очень хочет казаться хорошим для всех, и очень большое влияние на его настроение оказывают отношения со сверстниками. Дошкольникам не так-то просто распознавать эмоции. Они в основном обращают внимание на выражение лица, не придавая значения позам и жестам. Распознавание и передача эмоций требует от дошкольника определенных усилий. Эмоции развиваются вместе с развитием личности – чем старше – тем больше, насыщенней и разных оттенков. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Главным здесь является не подавление или искоренение, а то, чтобы надлежащим образом их направлять.

   Именно в этом направлении заведующей детским садом №93 Санкт-Петербурга Матвеевой Натальей Германовной и Монаковой Натальей Ивановной была разработана программа развития эмоциональной сферы дошкольников «Веселые гномы». Она знакомит детей с собственными переживаниями и проблемами, с эмоциональными состояниями других людей. Занимаясь по этой программе, дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям. Ниже представлены упражнения и игры, развивающие эмоциональную сторону детей. Этими упражнениями можно пользоваться как дома, так и в детском саду. Игра «Я радуюсь, когда…» Воспитатель кидает мяч ребенку и просит его сказать такую фразу: «Я радуюсь когда…» далее он кидает мяч обратно воспитателю, а она новому ученику. Можно несколько видоизменить игру: «Я огорчаюсь, я боюсь, удивляюсь». Такая игра может немало рассказать о взаимоотношениях ребенка с окружающими его людьми.

Упражнение «Зеркало» 

Передавая по кругу зеркало педагог предлагает детям посмотреть в него и сказать: «Здравствуй, это я!». При этом нужно чтобы ребенок улыбался. Те дети, которые улыбаются не искренне, или пытаются изобразить подобие улыбки, нуждаются в особом внимании. Искреннюю улыбку можно отличить по поднятым уголкам рта и глазам. Если же ребенок затрудняется обратиться к себе, то на это тоже стоит обратить внимание. Можно попросить детей изображать страх, грусть и т.д. 

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

В этой игре внимание детей концентрируется на том, что улыбку может вызывать не только подарок, или осуществленное желание, а то, когда ты делаешь человеку приятное – это тоже вызывает улыбку. В подтверждение этого читается сказка: «Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок. Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека. 

Игра «На полянке»

Педагог предлагает детям сесть на ковер, закрыть глаза и представит, что они находятся на лесной полянке- рядом течет ручей. Поют птички, а лучики солнца играют на их лицах. После нескольких минут, необходимо попросить детей открыть глаза и попросить сначала описать то, что они представили, а потом нарисовать это.

Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну»

Детям рассказывается сказка о принцессе-несмеяне и детям предлагается выбрать себе любую игрушку и придумать смешную историю, чтобы принцесса рассмеялась. Все обыгрывается в песочнице. Детей после рассказанных историй необходимо обязательно похвалить, сказав, что принцесса наконец-то рассмеялась. 

Игра «Удиви мышку» 

Вначале рассказывается история о мышке-путешественнице, которая объездила весь мир и повидала много чего удивительного и интересного. Она решила заглянуть в их детский сад. Детям а выбрать себе любого персонажа и рассказать мышке удивительную историю Дав время на подготовку, дети разбирают игрушки и придумывают истории. Поднос с мышкой переходит от участника к участнику. Если ребенок затрудняется в рассказе, то воспитатель обязан помочь ребенку вспомнить что он видел интересного, что слышал. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Упражнение «Посмеемся над страхами»

Дети рассаживаются на ковре, и им предлагается рассказать ситуацию, в которой им было страшно. После каждой истории педагог вместе с ребенком старается найти в ней что-то сменное и посмеяться от души. Так е можно проигрывать чей-то смех на диске или кассете. Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Дети изначально стесняются друг друга и своих страхов, но по мере сплочения группы эта стеснительность исчезает и детям становиться проще не только общаться, но и бороться со своими страхами.

Этюд «Еж и Лягушка» 

История о Еже и Лягушке, которую нужно рассказать для начала: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться». После историю необходимо обсудить – у кого какие эмоции она вызывает. Воспитатель потом может предложить разыграть эту историю парами, подчеркивая главное в этом рассказе то, что вкусы у всех разные и их надо уважать.

Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»

Воспитатель предлагает детям послушать еще одну историю. В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему. Воспитатель обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца. 

Игра «Прогони злость»

Воспитатель предлагает детям упражнение, которое поможет избавиться от злости в случае надобности. Детям нужно взять по газете, представив что они очень сильно на кого-то злятся. После этих слов надо выдержать небольшую паузу. А потом предложить им скомкать газету и выбросить ее в сторону. Воспитателю необходимо не допускать бросания газет друг в друга и за тем, насколько искренне дети выражают свои эмоции. 

Игра «Угадай эмоцию»

Воспитателю необходимо заранее заготовить карточки, на которых изображены различные эмоции. Каждому ребенку предлагается взять по карточке, не показывая ее остальным. Дальше каждый ребенок по очереди должен изобразить то, что указано у него в картинке, а дети угадать. Это учит детей не только выражать, но и распознавать эмоции. 

Игра «Про Обидку и Грустинку»

Воспитатель объясняет детям почему они иногда приходят в садик с плохим настроением – это к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения. 

Игра «Подарок другу» 

 Воспитатель предлагает детям разбиться на пары. Одному сесть на стул. Тот кто на стуле – именинник, а тот, кто стоит – даритель подарка. Второму ребенку предлагается объяснить что он подарил без слов. Задача именинника – угадать , что за подарок приготовил ему второй ребенок. После дети меняются местами. 

Игра «Что было бы, если бы..»

Заранее подготавливается картина, в которй лица у геров не изображены. Детям предлагается дорисовать лица с эмоциями, которые они считают уместными и объяснить почему. Можно поделить детей на группы и каждой дать по нескольку листочков. А после спросить, что изменилось бы на картинке, если бы люди выражали противоположные эмоции.

Игра «Испорченный телевизор» 

Дети, за исключением одного садятся в круг и закрывают глаза. Воспитатель показывает одному не спящему эмоцию. Этот ребенок будит рядом сидящего и так же без звука, только с помощью мимики жестов показывает второму увиденную эмоцию. Второй передает третьему и так далее. Когда все участники игры проснулись воспитатель спрашивает каждого какую эмоцию им показывали. Так можно отследить на каком участке произошло искажение эмоции. После можно порассуждать на тему:» Как вы определили именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее? Трудно ли было тебе понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?»

Баба-Яга (этюд на выражение гнева) 

Баба-Яга поймала Аленушку, сказала ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — убежала. Рассердилась Баба-Яга, что без вкусного ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает, сердится.

Фокус (этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса) 

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус! 

Новая девочка (этюд на выражение презрения) 

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы... 

Про Таню (горе — радость)

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик (горе). «Тише, Танечка, не плачь — Не утонет в речке мяч!» Взрослым никогда нельзя забывать, что всесторонне развитие детей зависит именно от них. 

Превратив день в увлекательную игру для ребенка, вы получите большое удовольствие и сами!

 

Заказать и купить книги, игры и пособия>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании