Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Психическое развитие ребенка - этапы и особенности

  Младенчество. В начале этого этапа в становлении личности малыша можно условно выделить также небольшой период новорожденности – от рождения и до месяца. Маленький человечек в этом возрасте совершенно не адаптирован социально и беспомощен физически. Свои биологические потребности он может обеспечить только с помощью взрослого. Кроха довольно плохо видит и слышит, его движения хаотичны и неорганизованны, но при всех этих ограничениях, минимальными возможностями для взаимодействия с окружающим миром у него уже есть.

   Именно поэтому задача родителей и воспитателей научить младенца различным способам взаимодействия с окружающими. Ребенок в возрасте до года постепенно учится ползать и сидеть, делает первые шаги, развивает мелкую моторику рук, помимо совершенствования сенсорно-моторных качеств малыш расширяет свои познания о физических свойствах окружающих его вещей. С учетом этих задач следует подбирать и первые игрушки для крохи.

   Можно выделить три основных функции игрушек для малышей: они должны развивать органы чувств (слух, зрение, осязание), тренировать мелкую и крупную моторику рук, а во второй половине периода знакомить ребенка с понятиями формы, размера и цвета, а также давать представление о пространственном положении предметов. Это значит, что первые игрушки должны быть яркими, выполненными с использованием контрастных цветов, желательно. Чтобы они были сделаны из разных, отличающихся на ощупь материалов, при этом не забывайте и о безопасности игрушки.

   Выбранные по таким критериям игрушки будут способствовать стремительному развитию органов чувств малыша. Интересно, что новорожденный не готов отделить себя и окружающих его людей из сложившейся ситуации, у него в сознании пока нет четкого разделения объекта и субъекта. Когда он испытывает эмоции, он выделяет не конкретный объект переживания, а некие состояния переживания (боль или голод, удовольствие), не вычленяя причину сложившегося положения дел. Очень часто малыш, произнося свои первые слова, не может четко ассоциировать их с конкретным значением, этого не стоит опасаться. Для ребенка первого года жизни в слове важна лишь функция наименования и указания, сами по себе слова для ребенка пока значимости не имеют. Поэтому, если Вы хотите провести с крохой занятия по развитию речи, ограничьтесь отработкой четкого произношения звуков и их сочетаний.

   Раннее детство. Период от года до трех лет – раннее детство. Этот возраст характеризуется тем, что ребенок постепенно обретает определенную самостоятельность, он может свободно ходить и бегать, произносит первые слова, активно исследует предметный мир. Но физические возможности ребенка до трех лет еще очень ограничены. Основной упор в развитии стоит делать на совершенствование предметно-орудийных способностей, иными словами, малыш должен научиться манипулировать предметами. Учится правильным действиям с тем или иным предметом ребенок, принимая за образец действия взрослого, так у ребенка происходит первый опыт социального взаимодействия по схеме: «ребенок-предмет-взрослый».

  Именно поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок успешно усвоил принятые обществом способы действий с предметами, особенно в период от года до двух стоит строить игры таким образом: сначала взрослый показывает малышу какие-то действия с предметом, а затем кроха пытается их повторить. В этом возрасте очень важно играть вместе. Можно попробовать изготовить простые аппликации, также полезно конструировать из кубиков, играть с рамками-вкладышами, тренировать мелкую моторику рук при помощи шнуровок.

   Очень хорошо покупать игровые пособия, которые рассчитаны на исследования руками – игрушки, сшитые из разных видов ткани с разнообразными застежками (шнурки и пуговицы, молнии и крючки). Чтобы хорошо манипулировать предметами, нужно, как следует, изучить все их свойства, в этом Вы должны помочь своему малышу. Такого рода игры помогут малышу важные для успешного развития психики открытия. Он поймет, что у каждого из предметов есть свое назначение, а также определенные качества и особенности, которые подсказывают порядок действий с ним. 

   Ребенок учится отделять само действие и его объект, а также пытается сопоставить свои действия и манипуляции с действиями взрослого. Это помогает малышу увидеть не только объект, но и субъекта действия, так возникает «внешнее Я» малыша. Именно девиз «Я сам» определяет действия трехлетнего малыша. Раннее детство важный этап, именно в это время происходит формирование личности ребенка. Возникает самоуважение и самосознание. Зарождаются азы самооценки. Этот процесс сопровождается стремительным развитием речи, увеличением словарного запаса, ребенок пытается конструировать первые согласованные предложения. Ребенок начинает изучать грамматику родного языка.

младший дошкольник  Младший дошкольник (3 - 5 лет). Малыш переступает рубеж трехлетия с достаточно развитой системой самооценки и со стремлением к автономности. Он уже умеет говорить и свободно передвигается, поэтому чувствует себя соразмерным взрослому. Он уже понимает, что для взрослых в их деятельности ведущую роль играют не умения, а мотивация действий с тем или иным предметом, но у самого малыша потребностно-мотивационная сфера еще крайне неразвита. Задачей взрослого является развитие мотивации младшего дошкольника, введение его в мир человеческих отношений.

   Лучше всего подобное устремление малыша реализуется в игре, именно поэтому в период от 3 до 5 лет очень важны сюжетно-ролевые игры. При помощи таких игр ребенок моделирует мир взрослых и обыгрывает правила поведения и проживания в нем. Путем наделения одних предметов свойствам других дошкольник выражает свое отношение к действительности, пытается создавать разные варианты ситуаций. Очень важно, чтобы ребенок научился переносить свойства предметов на их игровые заменители (представить, к примеру, коробку с ярким рисунком телевизором). 

   Такая способность характеризует развитость абстрактного мышления малыша, овладения знаково-символической функцией. Ближе к 5 годам ребенок стремится сам стать режиссером и организатором ролевых игр. Ему уже не достаточно просто сформулировать ту или иную ситуацию, он добавляет в неё законченный сюжет и обыгрывает его по нескольку раз. К 3-5 годам ребенок уже может оценивать и прогнозировать ситуацию, способен к произвольности, он готов к обобщению переживаний, у него вырабатывается устойчивое отношение к предметам и людям, зарождаются чувства.

   Если в начале периода ребенок склонен использовать наглядно-действенное мышление, то к 5 годам его заменяет наглядно-образное. От принятия культурных и нравственно-моральных норм как данности ребенок переходит к их сознательному поддерживанию. Именно в этот период речь ребенка развивается более всего. Примерно в 4 года младший дошкольник овладевает особенностями синтаксиса, в его речи возникают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, предложения становятся распространенными. Сложные союзы и предлоги становятся полноправными участниками детской речи. Примерно в 5 лет ребенок способен хорошо понять и запомнить прочитанный ему отрывок текста и пересказать его, а также сочинить рассказ по картинкам или наводящим вопросам. Очень важны в этом возрасте всевозможные занятия по развитию речи: задания на усовершенствование дикции, беседы по картинке или серии рисунков, игры с разными видами театров. К окончанию младшего школьного периода существенно совершенствуется логическое мышление, дети уже умеют сопоставлять и сравнивать похожие и различные предметы по форме и размеру, цвету и т.п., обобщают и выделяют существенные признаки, позволяющие группировать и классифицировать предметы.

старший дошкольник   Старший дошкольник (5 - 7 лет). Старший дошкольный возраст – это период активной подготовки к началу учебы в школе, ребенок учится самостоятельности и независимости, ответственности за свои поступки, его отношения с окружающими усложняются. У старшего дошкольника уже сформирован определенный запас знаний из различных областей, кругозор, они могут делать логические выводы и проводить простейшие научные эксперименты. Общие принципы и закономерности, лежащие в основе научных знаний, ребятам 5-7 лет уже доступны. Основная задача взрослых в этот период – помочь малышу подготовиться к школе.

   Не забывайте, что подготовка должна носить комплексный характер: нужно не только учить ребенка чтению и счету, развивать речь и логическое мышление, тренировать память, но и учить его общаться в коллективе, прививать опрятность и пунктуальность, обязательность и вежливость. Умение правильно вести себя в общественных местах и следить за собой (заправлять постель, переодеваться в домашнюю одежду после прогулки, соблюдать распорядок дня) также очень пригодятся ребенку для успешного начала обучения в школе.

   Старший дошкольник активно стремится к общению с другими детьми, поэтому ему необходимо больше времени проводить со сверстниками, а также детьми старше и младше его. Достаточное количество такого общения дает возможность овладеть сразу двумя социальными ролями – у старших товарищей можно научиться новому, а малышей, напротив, самому научить чему-то. Примерно в это же время ребята начинают осознавать различия между мальчиками и девочками, выбирая вид досуга или занятия, мальчики отдают предпочтение традиционно мужским, а девочки – женским. 

   Смещаются акценты и в развитии речи малыша, если раньше развитие речи происходило в основном за счет увеличения словарного запаса, совершенствования дикции и освоения грамматики (овладения принципами правильного построения различных типов предложений), то в старшем дошкольном возрасте главное достижение – умение слушать и воспринимать информацию, а также правильно вести беседу. В среднем словарный запас дошкольника колеблется в диапазоне 5-6 тысяч слов, основная часть из них связана с конкретными предметами из повседневной жизни. При этом, не все слова активно используются в беседе. Взрослым в этот период нужно приучить малыша активно использовать не только слова, обозначающие предметы, но и абстрактные слова и понятия. Ведь в школе большую часть абстрактных понятий ребенку придется воспринимать на слух. Развивайте память и слуховое восприятие ребенка, проводите игры, способные подготовить его к ведению занятий по принципу «вопрос-ответ» (викторины).

   Старший дошкольник должен уметь грамотно выстраивать ответ, доказывать и приводить примеры. Многие возрастные периоды оканчиваются неким кризисом, заранее зная об особенностях развития ребенка, эти кризисные моменты можно сгладить и помочь ребенку перейти на новый этап развития более мягко. Кризис возникает в период наиболее глобальных изменений в психике ребенка, во время смены ведущей деятельности. Ребенок в этот период становится капризным и неуправляемым, упрямым и эмоционально неустойчивым. Он активно сопротивляется всему исходящему от взрослых, страдает от разного рода страхов. 7 лет – один из таких кризисных возрастов. Невнимание к состоянию ребенка в этот период может привести к психосоматическому расстройству. Если Вы заметили нарушение сна, а также какие-то нехарактерные особенности в его дневном поведении, следует обратиться к детскому психологу.

   Младший школьник (7 – 11 лет). Даже в том случае, если ребенок имел опыт подготовительных занятий и привык к учебе и учебной дисциплине, его образ жизни кардинально меняется. А если родители не уделяли особого внимания подготовке дошкольника к предстоящей учебе, то изменения, которые влечет за собой первый поход в школу, и вовсе колоссальны. Дисциплина и стандартизированный подход ко всем ученикам, необходимость построить правильные отношения в коллективе очень сильно воздействуют на психику первоклассника. При этом, у него гораздо меньше возможностей получить эмоциональную поддержку.

   Начало школьного периода – это определенно этап взросления, но родители первоклассника зачастую ведут себя чрезмерно строго, требуя от младшего школьника жесткой дисциплины и отличной учебы. 

  Психологическое развитие младшего школьник характеризуется несколькими особенностями: 

   1. Теперь родители – это не единственный авторитет для ребенка, в его жизнь входить посторонний взрослый – учитель, который наделен в сознании ребенка непререкаемой властью. 

   2. Школьнику предлагается определенная система требований, которым необходимо соответствовать, вступая в конфликт с ними, ребенок вступает в конфликт не только с учителем, но и с обществом. 

   3. Впервые ребенок, а не только продукт его труда, становиться объектом оценки. 

  4. Отношения со сверстниками теперь определяются не только личными симпатиями, но также определяются и партнерскими мотивами. 

  5. Предметное мышление и реализм уступают место более абстрактному, позволяющему подмечать закономерности, не представленные восприятием. Основной вид деятельности в этот период – учеба. Этот род занятий требует от младшего школьника рефлексии, повышенного внимания к самооценке, у него активно формируется теоретическое мышление, зарождается способность к планированию. Теперь развитие ребенка в первую очередь определяется развитием его интеллекта. Его действия становятся осознанными и произвольными. Его память подчинена теперь конкретной задаче – обучению, хранению информации. В этот период происходит интенсивное формирование различных приемов запоминания. От непроизвольного восприятия дошкольник переходит к целенаправленному наблюдению явлений и объектов, продиктованному определенной задачей, развиваются волевые процессы.

    Подросток (11 – 14 лет). В подростковом периоде можно выделить два этапа – собственно подростковый, который длится с 11 до 14 лет, и юношеский, длящийся с 14 и до 18 лет. На особенностях юношеского периода мы останавливаться не будем, а завершим нашу характеристику описанием специфики психического развития ребят от 11 до 14 лет. Кризис подросткового возраста также является очень глубоким и сильным. Ребенок ощущает себя совсем взрослым, но и детство для него не теряет своей привлекательности, ведь на взрослом лежит гораздо больше ответственности, чем на ребенке. Складывается ситуация, когда ребенок и желает расстаться с детством, и еще не готов к этому и эмоционально и физически.

   Именно это несоответствие становится причиной бесконечных ссор с родственниками, упрямства и противоречивого поведения. Подросток часто сознательно или бессознательно совершает нарушающие запреты поступки, демонстративно не принимая за них ответственность. Желание подростка быть независимым входит в конфликт с отношением к нему родителей, как к ребенку. Чувство взрослости, формирующееся у подростка, требует от родителей понимания и направления этого порыва в нужное русло. Именно в 11-13 лет ребенок начинает выстраивать планы на будущее, формируется его мировоззрение. 

   Он не просто абстрактно мечтает, кем ему стать в будущем, но и начинает предпринимать для воплощения своих мечтаний конкретные шаги. Необходимо помочь подростку выстроить собственную систему мотиваций. Ведь не только от самого ребенка, но и от характера его взаимоотношений с родителями зависит, станет ли он целеустремленной личностью или спасует в борьбе с окружающей действительностью. Подросток живет в той же среде, что и младший школьник – семья и школа, сверстники, но его ценности и ориентиры изменяются. Школа становится для него местом активных отношений со сверстниками, они становятся доминирующим видом деятельности. Через это общение подросток усваивает нормы морали и поведения в обществе, его законы и устои.

   Главная новизна в психологическом развитии в этом возрасте – перенесенное внутрь себя социального сознания, ребенок видит себя частью общества. Эта особенность позволяет ему лучше понимать других, учит контролировать и регулировать свое поведение, дает почву для дальнейшего развития личности. Осознавая себя членом общества, подросток переходит на новую ступеньку в понимании себя и своего места в мире. Существенно расширяются рамки социальной жизни. Ребенок ищет себя, пробует в разных сферах, пытается определить социальную значимость той или иной позиции. Представления о морали и нравственности к подростковому возрасту объединяются в единую систему убеждений, которая существенно влияет на потребности и стремления растущего ребенка.

 

Заказать и купить книги для родителей>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании