Современные родители всё чаще задаются целью как можно раньше научить своего малыша читать, ведь это помогает развить его логическое мышление и воображение, расширить кругозор и сформировать любовь к книге. Доказано, что много и часто читающий ребёнок гораздо быстрее и проще обучается грамотному письму. Процессы глобализации, запущенные в современном обществе, предъявляют к сегодняшним детям высокие требования, а потому акцент на раннем всестороннем развитии ребёнка звучит всё отчетливее.
Итак, родителями принято решение начать обучать своего малыша чтению. В каком возрасте это лучше начать делать? Какие игрушки, пособия или дидактические материалы выбрать? Как правильно организовать занятия? Как заинтересовать малыша, вызвать у него потребность самостоятельного постижения смысла буквенных знаков и сочетаний?
Существует множество методик обучения чтению, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Однако все известные педагоги и психологи едины в признании самым сильным воспитывающим фактором собственный пример родителей. Невозможно «заразить» ребёнка подлинным интересом к книге, если сам взрослый проявляет к ней равнодушие. Малыш, никогда не наблюдающий маму или папу за увлекательным процессом чтения, вряд ли ощутит потребность самостоятельно взять в руки книгу. Да и самому взрослому трудно будет заниматься с ребёнком такого рода развитием. Поэтому совет первый: полюбите читать. Не только лично для себя, но и для ребёнка, ведь это первый шаг к тому, что маленькую личность по-настоящему заинтересует процесс увлекательного познания реального либо вымышленного мира, сокрытого в той или иной книжке. Эффективным приёмом в пробуждении интереса пользовалась великая восточная сказительница Шахерезада, обрывая свой рассказ на самом интересном месте. Попробуйте такую тактику с вашим малышом, остановившись при чтении и сославшись на какие-нибудь «неотложные дела» или окончившееся время, отведённое для чтения, а позже предложите ему самому научиться читать, чтобы не ждать в следующий раз маму или папу. Может сработать и другой метод, когда посмотрев очередную сказку или мультфильм, ваш ребёнок услышит от вас фразу: «А в книжке всё написано намного интереснее». Естественно, дальше может прозвучать просьба почитать ему, и здесь вы можете предложить ребёнку самому научиться это делать.
Для формирования заинтересованности ребенка в обучении чтению можно использовать различные настольные развивающие игры, например, домино со слогами или всем известный Эрудит.
Не нужно заставлять малыша читать: так вы только рискуете навсегда отбить у крохи желание делать это. Ребенку в раннем возрасте очень важны ваша любовь, которая замечательно выражается в чтении сказок, в рассказывании историй, в совместном рассматривании красочных интересных картинок. Чем больше вы общаетесь с ребёнком, тем лучше развивается его речь, а значит, в своё время он с удовольствием откликнется на побуждение научиться читать самостоятельно!
Итак, ребёнок заинтересовался возможностью научиться читать, какие действия предпринимать дальше? Необходимо выбрать эффективный, а главное, подходящий именно вашему ребёнку метод обучения. Самой распространенной методикой обучения чтению является изучение букв с последующим слиянием их в слоги и слова. Здесь на ваш выбор представлено большое количество букварей и азбук в формате кубиков или мозаики, паззлов или лото, в виде книжек или альбомов, разрезной или магнитной азбуки.
Сложность этого метода заключается в том, что малыша очень часто путает несоответствие названия буквы и её правильного звучания. Так, например, буква «эм» произносится как «мэ», буква «ша» - как «шэ». Научиться читать, используя подобную информацию, достаточно сложно, а если ребёнку не по силам та или иная деятельность, он очень быстро и надолго может потерять к ней интерес.
Избежать подобных проблем поможет обучение чтению по методу Марии Монтессори. В качестве первых помощников для знакомства с буквами она предлагает использовать тактильные пособия с шероховатой поверхностью и планшеты с пластичными резиночками, из которых буквы можно «рисовать» на игровой доске. В методике Монтессори также применяются карточки для чтения со специально собранными в определённые группы словами. Занятия по методу известного итальянского педагога-новатора лучше всего проводить, опираясь на те сенситивные периоды развития, когда потребность в чтении у ребёнка складывается естественным образом. Задача взрослого – не упустить эти периоды и поддержать интерес малыша.
Ещё один, не менее актуальный метод обучения – это техника чтения «по складам», разработанная Н. А. Зайцевым. «Склад», как называет его автор, это почти то же самое, что и слог, только «складом» в этой методике может быть не только пара «гласный-согласный», но и отдельный согласный звук. Например, в слове «стол» будет 3 склада: «с», «то», «л». Для обучения малыша чтению по этому методу вам потребуются кубики Зайцева, которые отличаются от традиционных наличием этих самых складов, написанных на сторонах кубика разными цветами, разнообразием форм и цветов, а еще весом и звучанием, что достигается благодаря различным наполнителям. Дети учатся не только зрительно запоминать, но и дифференцировать на слух звонкий или глухой согласный. Также стоит приобрести таблицы, учебник или запись методики на DVD. В самом раннем возрасте можно предложить малышу эти кубики для игры. Пусть он строит из них башенки, исследует их пальчиками, ударяет друг об друга, гремит и одновременно слушает их склады (буквы, нарисованные на том или ином кубике), пропеваемые взрослым. Вся методика Зайцева строится на игре, в процессе которой дети и получают навыки чтения.
Как только у малыша проявятся первые навыки чтения, приобретите ему его личные первые книги для детей, с несложным, лучше стихотворным текстом небольших объёмов, крупным шрифтом и большими, красивыми иллюстрациями. Всегда искренне хвалите ребёнка при любой попытке самостоятельного чтения, отмечайте даже самые его маленькие успехи.
Заказать и купить книги для детей>>