Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Играем в развивающие игры

    Мир современных развивающих игр порадует родителей, заботящихся, чтобы их малыш рос умным и сообразительным, весьма широким ассортиментом. На полках детских магазинов можно найти самые разнообразные головоломки и наборы кубиков, традиционно считающиеся классикой развивающих игр. Некоторые причисляют к развивающим и игры, развивающие мелкую моторику рук (например, различного рода шнуровки и паззлы), а также пособия, призванные расширить знания ребёнка об окружающем мире, научить его навыкам чтения и письма (это рамки и вкладыши Монтессори, и пособия по методике Зайцева, математические пособия и т.п.). Однако на самом деле развивающих игр гораздо больше, стоит только присмотреться внимательнее к методикам раннего развития.

    Общеизвестная педагогическая истина гласит: игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Можно сказать больше – игра – это жизнь растущего малыша. В воображаемом мире игры малыш чувствует себя как рыба в воде, он легко одушевляет неодушевлённые предметы, находит вымышленных существ под ванной или в очертаниях облака, плывущего по небу. Он строит замки из песка, представляя, что в них будет жить крохотный сказочный народец и запускает кораблики по ручейкам в сказочное синее море.

    Поэтому  любые обучающие  занятия, плавно вливаясь в мир ребёнка, становятся для него частью большой Игры. В то же время любая детская игра развивает  навыки и способности, и внимательному взрослому не составит труда немного изменить правила, чтобы усилить воспитательный или развивающий эффект того или иного занятия.

     Очень часто родители и воспитатели считают, что развивающая игра требует специальной подготовки, тщательного планирования и непосредственного участия взрослого, однако это тоже не вполне верно. Самый сильный стимул для развития ребёнка – это его спонтанная игра с самим собой или вместе с товарищами. Такая игра целиком опирается на фантазию ребёнка, заставляет использовать на практике имеющиеся на данный момент навыки и побуждает испробовать новые виды деятельности. Игра со сверстниками – тоже очень важный элемент развития – ведь он набирается опытом общения в среде детей, на практике усваивает  для себя законы общения и правила поведения в ней. Вам кажется, что Ваш малыш мается дурью: бесцельно катает машинки, любуется, лёжа на полу, рисунком на ковре, но не торопитесь прервать эти кажущиеся Вам бесполезными занятия и усадить ребёнка за упражнения в письме или счёте, для него это важно, он познаёт мир. И ещё: не отказывайтесь поиграть с малышом, если он об этом просит, отложите дела, забудьте на полчаса про усталость, ведь работа или домашние хлопоты – бесконечный и не самый сажный в жизни процесс, а детство Вашего сына или дочки пролетит незаметно и стремительно.

     Будьте готовы к тому, что маленький ребёнок не готов долго заниматься одним и тем же. Ему пока сложно подолгу концентрировать внимание. Поэтому не расстраивайтесь, если развивающие занятия с двухлеткой  продлятся всего 5-10 минут, а подготовка к ним займёт полчаса. Не злитесь и не заставляйте малыша заниматься через силу.

      Иногда игра, кажущаяся интересной взрослому, оказывается слишком сложной для малыша. Ничего страшного, отложите её на время и попробуйте чуть позже. Опять не вышло? – отложите еще на месяц. В любом случае лучше приобрести развивающую игрушку с лёгким опережением по возрасту и умениям, пусть ребёнок присмотрится, постепенно привыкнет к ней. Можно попробовать заинтересовать ребёнка новой игрой на собственном примере. Возможно, ему станет интересно повторить незнакомые действия за папой или за мамой. Не стоит паниковать, если какая-то из мамочек на площадке рассказывает про грандиозные успехи своего чада, а ваш малыш пока совсем далёк, например,  от игр с буквами и не умеет складывать их в слоги. Развитие каждого ребёнка очень индивидуально, строгих возрастных рамок, когда нужно играть в ту или иную игру нет, может быть, уже через месяц Ваш вундеркинд догонит и перегонит того самого героя.

     Интерес ребёнка к развивающим играм зачастую волнообразен. Например, в период от двух-трёх лет, ребёнок, впервые осознав себя самодостаточной личностью, хочет избавиться от «навязчивой» компании старших и с гораздо большей охотой сам играет с машинками или в дочки-матери. Другой проблемный для усидчивости возраст – это примерно 4 года. Четырёхлетка познаёт радость общения со сверстниками, у него появляются первые осознанно выбранные друзья в саду или во дворе. И поиграть на улице в догонялки для него гораздо важнее и интересней, чем заняться «Уникубом» или кубиками Зайцева. Трагедию из этого делать не стоит. Не давите на ребёнка. Дайте ему время, как следует насладиться новым увлечением, извлечь из него первые самостоятельные выводы и познания, и вскоре он по собственной инициативе вернётся к занятиям с мамой или воспитателем.

      Некоторые дети вообще могут недолюбливать развивающие логические игры. Они погружены в мир собственных фантазий, как правило, мечтательны и артистичны. Не стоит, во что бы то ни стало подгонять своего ребёнка под общий стандарт. Чересчур грубое давление на внутренний мир маленького мечтателя может нанести ему серьёзную психологическую травму. Может быть, математика и логика – просто не его «конёк», всё равно он рано ил поздно научится складывать и вычитать, выстраивать логические взаимосвязи и тому подобное.  Зато он с детства будет уверен в Вашем понимании и чуткости. А вполне возможно недостаток математических дарований с лихвой окупится открывшимися художественными или литературными талантами.

     Время занятий тоже нужно уметь подобрать правильно, иначе полезный эффект от развивающей игры, может существенно снизиться. Не стоит начинать долгую игру за 5 минут до обеда или непосредственно перед обычным временем дневного сна, малышу, увлечённому интересным занятием, сначала будет сложно перестроиться на еду или тихий час, а после перерыва потребуется большое время, чтобы как следует включиться в прерванный процесс. Не устраивайте требующих серьёзного интеллектуального напряжения занятий, если ребёнок болен,  устал или перевозбужден. То же касается и серьёзных перемен в детской жизни, например, переезд или рождение младшего братика или сестрички, выход на работу мамы и начало посещения детского сада. Чтобы адаптироваться к таким глобальным переменам, да и к другим менее значимым, для малыша необходимо время и определённые усилия по осмыслению для себя нового. Кому-то для этого понадобится всего день, а то и несколько часов, а некоторые  будут в течение нескольких недель переживать произошедшее.

     Перед тем как предложить ребёнку игру, проверьте, есть ли у Вас дома необходимые материалы и инструменты (их всегда можно найти в наборах для детского творчества), чтобы в разгаре занятий не столкнуться с неожиданным отсутствием клея или цветной бумаги, например. Предварительные процедуры, особенно те, которые могут занять много времени (нарезать карточки одинакового размера, заварить клейстер и т.п.), лучше   выполнить заранее и самостоятельно, иначе Вы можете столкнуться с тем, что малыш заскучает и откажется от игры еще до её начала. Все элементы развивающего характера лучше складывать в отдельные коробки, чтобы потом можно было оперативно ими воспользоваться. В таких коробках обязательно должны быть в наличии картонные карточки, ножницы и клей, цветная бумага, верёвочки и лоскутки ткани, пузырьки и бутылочки разны размеров. А изготовленный заранее клейстер и тесто для лепки могут храниться в холодильнике несколько недель.

    Иногда, кажется, что ребёнок уже очень много играл в ту или иную игру или уже вырос из неё, и родители торопятся избавиться от устаревшего рабочего инвентаря, но торопиться не стоит: возможно, через какое-то время малышу захочется повторить пройденное и вернуться к забытой игре, а, может, старые дидактические материалы смогут выступить в несколько иной другой роли в новы игра и занятиях.

      Не приветствуйте использование дидактических материалов не по назначению. Это не значит, что в ту или иную игру можно играть только по правилам, обозначенным в инструкции и никак иначе, просто занятия с элементами развивающих игр всегда должны носить обучающий характер, расширять кругозор и навыки ребёнка. Например, если ребёнок складывает из мозаики какой-то свой узор или использует кусочки паззла в качестве счётного материала, это вполне допустимо и даже хорошо, а вот если он начинает варить из них в кукольной кастрюльке, это - не дело.

все для рисования     Постарайтесь с самого раннего возраста приучить юного ученика убирать за собой. После рисования напомните ему помыть кисточки и вылить воду из стаканчика, вытереть разлитую воду, сложить все принадлежности аккуратно на место. Естественно, учить нужно на собственном примере, если мама не убирает кисточки или не складывает в коробку конструктор, то малыш никогда не приучится делать это. Сначала большая часть уборки  будет доставаться Вам, но главное, Вашребёнок постепенно усвоит истину: закончил игру – убери всё на место.

    Хорошо было бы расставить развивающие игры и пособия на виду у ребёнка, так, чтобы он мог сам, увидев ту или иную коробку выступить инициатором начала занятий. Спрятанные на дно ящика игры быстро забываются. В то же время, во избежание поломок каких-либо электронных викторин или потерь мелких деталек конструктора ставьте коробки с такими играми на самые высокие полки шкафа, так, чтобы ребёнок, особенно маленький, мог увидеть их и попросить начать игру, но не смог бы «распотрошить» их без присутствия взрослых самостоятельно.

      Если Вы заметили, что всё-таки какие-то элементы потерялись, уберите игру и постарайтесь найти все детали, наверняка, они просто закатились под диван или за шкаф. Можно выделить специальную коробку для случайных находок, ведь зачастую сложно сходу сказать. Откуда тот или иной кусок паззла, фишка или кирпичик конструктора, а потом, в выходной, сядьте и  устройте разбор и систематизацию находок.

     Не мешайте ребёнку делать работу, которую он вызвался делать. Помните, что идеально выполненный руками взрослого, результат не идёт ни в какое сравнение с опытом, который малыш получит в процессе игры. Пускай фигурки будут угловатыми, а расписное яйцо не полностью закрашено.

     Не заставляйте ребёнка всегда следовать инструкции или своим указаниям, если у него есть свой взгляд на выполнение задания, не мешайте ему реализовать его. Ведь проявляя инициативу, он проявляет и развивает свои творческие способности. Диктат взрослого может сделать развивающие занятия непривлекательными и скучными для малыша, и он будет искать других игр и досуга.

      Будьте терпеливы, не срывайтесь на менторский тон, не ругайте и не обижайте ребёнка. Если по какой-то причине ему не удаётся справиться с заданием или его частью. Если Вы начали игру, играйте с малышом на равных. Ничего страшного, если Вы уступите малышу, прислушивайтесь к его мнению и замечаниям, не ищите в них смешное или нелепое, постарайтесь отыскать крупицы рационального. Обязательно радуйтесь успехам маленького исследователями, хвалите его и поощряйте.

     Развесьте его рисунки на стене, расставьте поделки на полках. Выберите экземпляры для «выставки» вместе  с малышом. Для остальных работ можно завести специальную папку или коробку. Поверьте, спустя несколько лет и Вам, и Вашему подросшему чаду будет очень интересно посмотреть на этот архив, сравнить свои малышовые рисунки с последними достижениями. Вместе с малышом пересмотрите его работы и выберите, что стоит оставить для дальнейшего хранения, а что можно выбросить.

     Если в Ваших занятиях  принимает участие несколько ребятишек, постарайтесь организовать их так, чтобы каждый из них мог проявить себя и оказаться победителем в какой-нибудь из игр. Если Вы хотите награждать победителей, заранее предусмотрите, чтобы наград хватило всем и они были одинаковыми.

     В командных играх разделите ребят на команды так. Чтобы силы каждой были примерно равны. Команда малышей может быть более многочисленной, а если состязаются совсем юные игроки, то в каждую команду стоит взять по одному взрослому участнику.

     Если Вы проводите эксперименты, которые требуют использования огня или горячей воды, острых режущих предметов и тому подобного, не оставляйте детей без присмотра, даже на 5 минут не покидайте комнату, ведь чтоб порезаться или опрокинуть на себя кипяток достаточно и доли секунды. Познакомьте ребёнка с азами техники безопасности. Он твердо должен знать, какие опасности таит горячий чайник или тяжёлый молоток, открытый газовый вентиль.

     Техника безопасности важна и при выполнении упражнений на развитие равновесия, при прыжках и лазании по деревьям. Проверьте исправность гимнастических снарядов и позаботьтесь об страховке. Если Ваш ребёнок выполняет  трюк впервые.

        Внушайте малышу, что не нужно мучить и обижать животных и насекомых, ломать ветки деревьев или рвать и вытаптывать цветы, сорить на улице.

        Чтобы избежать ненужных ни Вам, ни ребёнку стрессов, одевайте его на прогулку по пересечённой местности в ту одежду, которую не жалко испачкать, а если жарко разденьте его до трусиков, пусть кожа малыша получит столь драгоценные для нашего климата ультрафиолетовые лучи, а мама немного отдохнёт от стирки. 

       Еще вчера Вам казалось, что до школы бесконечно долго, а уже завтра для Вашего малыша прозвенит его первый звонок на урок, настанет время учёбы.  Поэтому не лишайте своего ребёнка мира весёлых игр сегодня, не заставляйте раньше времени засесть на уроки. Ваша задача - не злоупотреблять занудными занятиями, а при помощи увлекательных развивающих игр наполнить детство Вашего сына или дочери, расширить их познания о мире вокруг них, воспитать их всесторонне развитыми личностями.

 

Заказать и купить развивающие игры>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании