Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Развивающие игры - какие они?

    Раннее развитие малышей стало сегодня почти правилом среди родителей и педагогов. Однако, круг игр, которые принято считать развивающими, к сожалению, зачастую достаточно узок. «Рамки и вкладыши Монтессори», «Уникуб», пазлы, игры-шнуровки, развивающие пособия по методике Зайцева, математические пособия, головоломки, логические игры с кубиками - вот, пожалуй, и весь список популярных среди заботливых родителей пособий. Однако, на самом деле, понятие «развивающая игра» намного шире и выходит за рамки названий конкретных игр и игрушек. Игра является не только основным ведущим видом деятельности ребенка, она представляет собой ту реальность, в которой живет малыш. Средствами своего воображения он создает сказочные города, населяя их волшебными жителями.

     Любая игрушка для ребенка - одушевленный персонаж, живущий по законам, известным только ему одному. Любое событие малыш наполняет особым смыслом, и все, что происходит вокруг, оживляется творческой фантазией ребенка. Вот почему для того, чтобы процесс обучения ребенка был максимально эффективным, необходимо вплетать в уникубнего игровую деятельность и творческую активность малыша. И наоборот, любая детская игра может стать обучающей и развивающей, если взрослый увидит в ней элементы, которые развивают те или иные качества, навыки ребенка, и сделает на них акцент.

     Многие родители совершаю две типичные ошибки по отношению к своим детям. Если малыш занят своими делами, гуляет со сверстниками, катает в сотый раз любимые машинки или перебирает детали конструктора, а то и просто часами листает книжки или мечтает о чем-то своем, родители стремятся переключить ребенка на развивающие игры, которые несомненно полезны и нужны. Однако, не стоит забивать свободное время ребенка до отказа многочисленными обучающими заданиями. Помните, что общение с друзьями, самопроизвольные игры малыша, где он проявляет море фантазии и творчества, не менее важны для его гармоничного развития. Вторая ошибка часто заключается в нежелании откликнуться на просьбу ребенка поиграть с ним. У родителей часто находятся дела поважнее. Однако даже самая лучшая и дорогая игра интереснее для ребенка, если с ним занимаются мама или папа. Минимум полчаса, а лучше час в день необходимо уделять малышу и только ему. Это время вы, как раз, можете использовать, чтобы поиграть вместе с ним в различные развивающие игры, пообщаться по душам. Так вы сохраните доверие и контакт со своим чадом. Это является самой главной воспитательной мерой в общении с ребенком.

       Играя с двух-трех-кубики зайцевалетним ребенком, помните, что способности к концентрации внимания у малыша невелики. Ребенок вообще способен в этом возрасте сосредоточится только на том, что ему очень интересно. Так что любая игра должна быть тщательно продумана, подготовлена и длиться ровно столько, сколько сохраняется к ней интерес малыша. Заставлять ребенка играть даже в самую полезную игру не стоит, лучше вернитесь к ней позже, когда он отдохнет и вновь проявит интерес к данной затее. Многие даже очень интересные и полезные игры воспринимаются детьми не сразу.

       Если малыш отказывается играть, лучше отложить занятие, возможно, он еще не дорос и ему сложно воспринять те или иные задания. Развитие каждого ребенка идет индивидуально и неравномерно. Поэтому при выборе игр стоит ориентироваться не только на возраст малыша, но и на его способности и интересы. Быть может, ваш ребенок не умеет делать то, что уже с легкостью освоил сосед, зато проявляет способности в другой сфере деятельности. Так или иначе, во все новые развивающие игры обязательно сначала играйте вместе с малышом до тех пор, пока он не сможет свободно выполнять все задания сам, только тогда можно переходить на более сложные уровни.

      В процессе развития малыша не избежать кризисных этапов (обычно между 2-3 годами), когда ребенок, рамки-вкладышиосознавший себя как отдельную личность, имеющую собственные желания, отвергает всякие попытки взрослых навязать ему развивающие игры. Летят в сторону кубики Зайцева и «Уникуб». Ребенок самозабвенно гоняет мяч со сверстниками во дворе или занимается всякой «ерундой», как кажется родителям. Принуждение только усугубит ситуацию, поэтому папе и маме стоит на время оставить малыша в покое. Оказавшись на новом этапе развития и удовлетворив свою самостоятельность, ребенок рано или поздно снова попросит вас поиграть с ним, помочь в чем-то, что-то объяснить. Вот тогда-то и можно предложить ему вернуться к оставленным на время развивающим играм и вместе поиграть в них. Не исключено, что теперь они покажутся малышу еще интереснее чем прежде.

     Если ваш малыш ранимый мечтатель, любящий задумчивость и тишину, не спешите загонять его в стандартные рамки развития. Возможно, ему тяжело справиться с логическими играми, он с трудом собирает простейшие пазлы, зато он может часами слушать музыку, мечтая о чем-то своем, сочиняет сказки или отлично рисует. Что ж, обратите внимания на особенности и способности вашего ребенка, поддержите его. Любое грубое слово, принуждение, насмешки способны разрушить тонко организованный душевный мир малыша. Ведь главное в отношениях с ребенком, сохранить доверительные отношения, помочь ему раскрыть свои таланты, вселить уверенность в своих силах. Только тогда любое развитие будет идти по правильному пути самореализации маленького человечка.

      Для того чтобы игры имели обучающий и развивающий характер, необходимо тщательно подготовиться к ним, продумать все нюансы, а также правильно выбрать время и место их проведения. Не начинайте важную игру, если не располагаете достаточным временем. Внезапный перерыв в захватившем малыша занятии, способен сильно его разочаровать и огорчить, а то и начисто отбить интерес к полезной деятельности. Сложные занятия не стоит начинать, если малыш не в настроении, хочет спать или плохо себя чувствует. Важные события в жизни ребенка или значительные перемены в его режиме дня (переезд, рождение братика или сестренки, смена детского сада и т.п.) также являются факторами, которые могут помешать малышу сконцентрировать свое внимание на пальчиковые краскитом или ином предмете. Начиная играть, обязательно убедитесь в наличии всех необходимых желемнтов и деталей игры.

    Маленькие дети очень быстро отвлекаются и теряют интерес к любому виду деятельности, если им приходится подолгу ждать, пока мама найдет, например, картон для изготовления подставки под пластилиновую фигурку или затерявшиеся краски, чтобы раскрасить сделанные поделки из соленого теста. Лучше заранее заготовить все необходимое для игр и сложить в отдельные ящички или коробки, а перед началом каждого занятия проверять наличие нужных деталей. Многие материалы для творчества достаточно долго и хорошо хранятся, например соленое тесто для лепки можно положить в целлофановом пакете в холодильник, а цветы и травинки для аппликации засушить, прикрыв листами бумаги и положив под пресс.

    В стремлении навести порядок в комнате ребенка, не спешите избавляться от старых игрушек и вспомогательных пособий, которые вы использовали во время игр с малышам, даже если он уже в них не играет. Многие из них могут быть очень дороги ребенку. Выбросив ненужный, на ваш взгляд старый предмет, вы можете обидеть малыша. Предоставьте ему самому решать, что делать со своим игрушечным хозяйством. А старые материалы возможно пригодятся вам как составные элементы других игр или понадобятся при «повторении пройденного». Поощряя стремление ребенка к творчеству и стимулируя его фантазию в различных видах деятельности, не разрешайте ему, тем не менее, использовать игры не по назначению и тем самым портить их. Необходимо прививать малышу бережное отношение к своим игрушкам и не позволять, из кубиков с алфавитом, например, делать мячи для метания во время игры в «войнушку».

   Необходимым навыком, который обязательно нужно привить малышу является уборка игрушек после себя. Ребенок должен знать, что у каждой вещи есть свое место и нести ответственность за свое игрушечное хозяйство. Помогая малышу убирать за собой, постепенно перекладывайте эту обязанность на него, развивая такие качества личности, как самостоятельность и аккуратность. Никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже хорошо справляется сам! Так малыш привыкнет к постоянной опеке, контролю и потеряет всякую инициативу не только в играх и быту, но и в отношениях с окружающими.

   Детская комната малыша должна быть спланирована так, чтобы все игрушки были доступны ребенку, и он мог бы легко их достать и убрать на место. Невысокая детская мебель, специальные полочки, стульчики, все это поможет малышу научиться структурировать свое пространство, легко наводить в нем порядок. К тому же лежащие на глазах интересные игры должны привлекать внимание ребенка и стимулировать его инициативу в освоении новой игры. Однако, не стоит требовать от ребенка слишком много. Ему еще трудно наводить идеальный порядок среди множества игрушек. И если детали от какой-то даже очень дорогой игры потеряны, не кричите на малыша. Так вы отобьете у него охоту играть в ваши развивающие игры. Он не станет их брать из страха что-нибудь напутать или потерять. Рано или поздно, во время уборки, деталь найдется, если нет, то постарайтесь заменить ее, сделав самостоятельно.

   Главное в игре - положительные эмоции малыша и его интерес к постижению новых знаний. Не вмешивайтесь в работу ребенка без надобности, когда он не просит помощи и хочет сделать что-то самостоятельно, даже если вы видите, что процесс идет не правильно. Ведь делая ошибки, и исправляя их, ребенок учится мыслить, что намного важнее правильного конечного результата. Бывает и так, что ребенок хочет играть по своим придуманным правилам, пренебрегая инструкцию к игре. Не мешайте ему. Творческая интерпретация малышом любой игры является ценным стимулом к развитию мышления и фантазии ребенка. Во время игры родители часто так огорчаются, если их малыш делает что-то не правильно, что начинают ругать его, учить, понукать. Но необходимо сдерживать свои эмоции. В игре вы с ребенком неравных. Рассуждайте вместе с ним, стимулируйте малыша к размышлениям над собственными ошибками и к поиску самостоятельного выхода из сложных ситуаций. Вместе радуйтесь успехам в игре и хвалите ребенка, вселяя в него уверенность в своих силах.

   Все творческие работы малыша должны быть ценны для вас, так же как и для него. Устраивайте выставки работ ребенка. Выделите для этого специальную полку или столик. Периодически меняйте экспозицию, показывайте ее родным, близким, друзьям. Если ребенок будет знать, что его работы интересны и ценны для окружающих, он сохранит интерес к творчеству надолго. Никогда без ведома малыша не выбрасывайте его старые рисунки и поделки. Создайте с ним архив творческих работ и вместе с ребенком решайте их судьбу. Лучшие произведения можно сохранить, а потом подарить своему чаду, на 18-летие, например! Поверьте он с большим интересом будет разглядывать свои творения детских лет, только не забывайте подписывать возраст, в котором создавались работы.

   Когда вы устраиваете игры для нескольких детей, то продумайте поощрения каждому. Все участники независимо от результата должны выйти из игры с хорошим настроением. Это не значит, что нельзя определять победителя. Дети должны учится играть и проигрывать. Однако даже побежденный ребенок обязательно отмечается призом за участие и старания, что стимулирует его интерес к дальнейшей борьбе и совершенствованию. А в командных играх, необходимо равномерно распределять силы участников, и, если есть возможность, ставить по одному взрослому в каждую группу детей.

   Если вы изучаете с детьми суть окружающих явлений и ставите эксперименты, в которых используете горячую воду, огонь, режущие и колющие инструменты, обязательно познакомьте ребят с правилами техники безопасности и не оставляйте их одних. Чувство опасности у малышей притуплено, а вот любопытство обострено до предела, поэтому так велико количество несчастных случаев среди детей младшего возраста! То же можно сказать и о подвижных играх, связанных с прыжками, лазаньем, балансированием, акробатическими трюками. Взрослые должны позаботиться о безопасности и качестве спортивных сооружений и надежной страховке для детей.

   Ребята очень любят играть на природе, однако при этом бывают часто бездумно жестоки к окружающим их животным и растениям. Необходимо объяснять им, что нельзя ломать ветки деревьев, засорять водоемы, мучить и пугать насекомых. Это можно сделать на примере сказок Виталия Бианки, в которых главные герои животные со своими чувствами, мыслями и настроением. Почитайте их детям, чтобы они поняли, что окружающая их природа живая! Для игр и развлечений подбирайте детям удобную и легкую одежду, которую просто отстирывается в случае загрязнения. Ругать ребенка, за то, что он измазал новый костюмчик или платье не имеет смысла.

   Тяга к творческой активности и экспериментам в детском возрасте так велика, что малыш просто не может усидеть на месте, и не испачкаться ему очень сложно. Быстро летит время, и дошкольное детство коротко, а потому, не стоит раньше время стремиться усадить ребенка за парту и донимать серьезными, как кажется родителям, занятиями. Вдоволь наигравшийся малыш проявит в школе намного больше сообразительности и смекалки, чем ребенок, которому не давали свободы и раньше времени заставляли учиться. Детство в памяти ребенка должно остаться веселым и интересным, наполненным замечательными играми, заботой и пониманием родителей.

 

Заказать и купить настольные развивающие игры>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании