С самого своего рождения малыш начинает путь к познанию окружающего мира и царящих в нем законов. Крохе все интересно, поэтому он с искренним любопытством исследует окружающий мир с помощью органов чувств: зрения и осязания, обоняния и слуха. Многие явления кажутся растущему почемучке увлекательными и вместе с тем непонятными, а больше всего вопросов вызывает у ребенка смена времен года. Для малыша наступление очередного сезона - это событие, которое связано, прежде всего, с новыми ощущениями, с особым, по-детски искренним восприятием окружающего мира. И здесь перед родителями встает задача помочь маленькому исследователю мира в знакомстве с временами года. Помогите ребенку ответить на вопрос о том, почему юная красавица-весна приходит вслед за белоснежной морозной зимой, а бушующее зеленью лето сменяет осень с желтыми листьями и проливными дождями. Каждое время года имеет свои особенности и характерные черты, несет природе определенные перемены.
Научите ребенка замечать эти особенности, поясните в доступной для него форме, почему все происходит так, а не иначе. Чтобы сделать это на понятном для ребенка визуальном языке, родители и воспитатели могут использовать самые разные игровые дидактические пособия, которые предлагают современные производители игрушек.
Все эти пособия можно разделить на несколько типов:
Развивающие и обучающие книжки с загадками, сказками, пословицами, стихами, упражнениями и заданиями на тему времен года. Загадки и пословицы помогут детям развить образное мышление, научиться связывать природные явления с их иносказательным словесным выражением. Упражнения и задания в книгах предполагают активное вовлечение ребенка в процесс познания. Дошкольнику предлагается выбирать правильный вариант ответа, размышлять и рассуждать, описывать и находить отличия, раскрашивать или наклеивать наклейки. Игра здесь тесным образом вплетается в обучающий познавательный процесс, а знакомство с месяцами года и сезонами происходит, таким образом, в ненавязчивой и легкой форме. Слушая сказочное повествование, ребенок проникнется интонациями и аллегориями родной речи, параллельно с познанием сезонных особенностей природы, он научится ценить ее красоту.
Тематические раскраски (водные, напольные, обычные контурные), благодаря которым ребенок сможет сформировать устойчивые ассоциативные связи между природными явлениями определенного времени года и соответствующей цветовой гаммой. Тренируя руку и развивая художественное восприятие окружающего мира, дошкольники смогут одновременно с этим получать нужные знания о том, какие изменения в природе связаны с каждым из сезонов. Пусть ребенок раскрасит ярко-рыжий осенний пейзаж или весенний луг с ручьями и пробивающейся из-под снега травкой. Так он сможет быстро запомнить все перемены, свойственные зиме, лету, весне и осени.
Плакаты, наглядные пособия и дидактические карточки. Подобные обучающие материалы в доступной для малыша визуальной форме расскажут о весне, лете, осени и зиме. Наглядное представление информации очень важно для растущего крохи, ведь именно в таком виде ребенок лучше всего познает и запоминает нужную информацию. Показывайте ребенку карточки, рассказывайте об изображенных на них явлениях, просите дошкольника ответить на вопросы, стимулируя, таким образом, его мыслительную активность. Плакат можно повесить на видном месте в детской комнате: глядя на него ежедневно, ребенок сможет запомнить названия всех 12-ти месяцев года, легко будет выделять из них зимние, весенние, осенние и летние месяцы. Наиболее интересны для дошкольника интерактивные говорящие плаката, нажимая на поверхность которых, ребенок будет слушать звуки каждого времени года, называния месяцев года и сезонов.
Настольные игры (мозаики, пазлы, творческие наборы, обучающие игры с карточками). Выбор таких игр сегодня достаточно велик — это могут быть и более простые игры в виде картонного лото, и игры-ходилки с кубиком, фишками и жетонами, любимые многими детьми, и интерактивные объемные развлечения на тему времен года. Каждая игра будет интересна ребенку по своему, способствуя не только получению новой информации, но и — развитию важных психических функций. Например, в случае с обучающим лото ребята научатся размышлять и выявлять важные взаимосвязи между временем года и рядом других факторов. Так, подобрав маленькие карточки лото к большой картинке, ребенок поймет, как связать определенную одежду с погодой, временем года, его особенностями и даже календарными праздниками.
В каком возрасте начать знакомство с временами года?
Понятие о времени ребенок получает, будучи в возрасте 2.5 — 3 лет. Именно в этот период он сможет свой явный интерес к временам года развить в опго знакомиться с временами года в ходе прогулок по парку или двору. Для этого можно использовать любой день! Обращайте внимания малыша на погоду, рассказывайте о времени года, которое царит в данный момент, говорите о его характерных признаках. Например, зимой вы можете рассказывать малышу о снеге и льде, показывать сосульки и кормушки для птиц, весной — обращать его внимания на почки на деревьях, прилетающих птиц, ручейки, первую травку и т.д.
Начав с прогулок, к 2.5 годам можно предложить уже простейшие игры и пособия, занимаясь с которыми, малыш уже к 3-4 годам будет четко знать, чем зима отличается от лета, а осень от весны. В это время можно будет уже переходить к освоению более сложных понятий, а именно, представлений о цикличной смене сезонов.
Заказать и купить игры и пособия для изучения времен года>>