Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Детская агрессивность

детская агрессивность   Сталкиваясь с проявлениями детской агрессивности, взрослый спешит отругать и отчитать ребенка, заставить его изменить поведение при помощи наказания, при этом иногда сам, срываясь на крик или прибегая к физическому воздействию.  Но не все задумываются над причинами, побуждающими ребенка вести себя таким образом, над пусковыми механизмами подобного поведения.  Агрессия ребенка может быть орудием защиты от грозящей ему опасности, а может и быть проявлением зарождающейся склонности к деструктивному поведению. Так или  иначе, чтобы предотвратить возникновение приступов агрессии и правильно выйти из уже возникшей стрессовой для Вас и ребенка ситуации, нужно как следует разобраться в причинах.

Малыш перенимает модели поведения, которые он видит в окружающем мире, прежде всего, в семье. Если дома принято вести себя агрессивно по отношению к близким, демонстрировать свои негативные эмоции или гнев, то и ребенок быстро усваивает такой стереотип поведения. Помимо семьи, большое влияние на становление образцов поведения оказывают герои мультипликационных и кинофильмов, зачастую побеждающие и демонстрирующие свое превосходство, именно деструктивными методами, а также игры в компании сверстников, которые культивируют право вседозволенности самому сильному. Обидчивость, излишняя гневливость и раздражительность могут быть следствием импульсивного и эмоционального характера или быть явлением временным, связанным с различными этапами становления нервной системы. Но, так или иначе, подрастая, малыш должен понимать, что гневом и агрессией нужно управлять, учиться сдерживать свои негативные эмоции. 

   Чтобы это произошло, родители и воспитатели должны помочь малышу сгладить проблемные моменты эмоционального развития. Впервые с детской агрессивностью родителям приходится столкнуться, когда их чаду исполнится 3 года, психологи так и называют этот период «кризисом 3-х лет». Примерно в этом возрасте ребенок начинает осознавать своё «Я» и стремится отстоять свои права, свою собственность, расширить границы «своего». Именно в этом возрасте мы  чаще всего слышим от малыша: «Я», «Это мое», «Я хочу играть сам» и т. д.   Стремясь развить свою самостоятельность, даже самый спокойный ребенок зачастую выбирает агрессивную модель поведения. Упрямство и отрицание советов взрослых, своеволие – все это не что иное, как детская защитная реакция  на перестройку социальных взаимоотношений и возросшую активность в освоении новых форм деятельности.

   Причин, побудивших ребенка, выбрать агрессивную манеру поведения, много, приведем наиболее типичные из них:

 

  • неверная реакция взрослых на детское поведение, которое они считают неприемлемым;
  • проблемные взаимоотношения, которые сложились в семье на разных уровнях общения (это необязательно дисгармония в отношениях родителей с детьми, но и конфликты между супругами, сложные конкурентные отношения между братьями/сестрами);
  • особенности стратегии воспитания, в частности отношение родителей к наказанию ребенка и та или иная степень контроля  его поведения. Здесь важна золотая середина: очень часто и строго наказывая малыша, можно сформировать в нем агрессивность, в то же время минимальный контроль и безнаказанность могут привести к тому, что ребенок вырастет личностью асоциальной. Очень часто в одной семье можно встретить обе крайние педагогические стратегии, если родители разобщены и не могут прийти к единому мнению о правильном воспитании
  • нарушение эмоциональных связей в семье (это могут быть как явно враждебные отношения родителей друг к другу, так и несформировавшаяся эмоциональная близость ребенка к одному или обоим родителям). Ребенок очень тонко чувствует эмоциональную атмосферу, царящую в семье, и даже не присутствуя при семейных ссорах и скандалах, может  улавливать общее негативное настроение, испытывать от этого дискомфорт  и пытаться защититься от него при помощи агрессии.
  • родители не предъявляют никаких требований к ребенку, не проявляют заинтересованности в его социальных успехах. У малыша даже 3-4 лет должны быть хотя бы небольшие домашние обязанности: аккуратно сложить или повесить одежду, застелить кровать, убрать игрушки и т.п.
  • видимые противоречия между моделями поведения, которые прививаются ребенку, и повседневным поведением родителей;
  • применение в качестве воспитательных средств угроз или ультиматумов, шантажа и подкупа, частая изоляция ребенка.

   Чаще всего детская агрессия направлена на окружающих, но бывают и случаи так называемой аутоагрессии, когда объектом для  выплескивания негативных эмоций становится сам ребенок. Симптомами такой формы агрессии становятся приступы тревоги и отчаяния, жалобы ребенка на угнетающее ощущение безысходности собственной жизни, иногда дети в подобном эмоциональном Что делать, если ребенок не слушается, Василькина Ю., книга, Психология Решебник для родителей (Эксмо)состоянии могут сознательно наносить себе увечья или даже предпринять попытку суицида.

   Если генерализовать причины детской агрессии, то можно прийти к выводу, что корень всех бед в  равнодушии родителей к проблемам ребенка, в нежелании выслушать, заглянуть в мир его эмоций. Обычно маленькие пациенты, которых родители привели на прием к специалисту, признаются психологу, что ощущают себя ненужными, одинокими, никчемными. Они жалуются на то, что родители не поддерживают их и не интересуются их успехами и неудачами, их мечтами, обычно отношение с одним из родителей, а иногда и с обоими такие дети оценивают как «плохие», «никакие» и т.п. Именно в обиде на все это ребенок оскаливает зубы, отращивает клыки и идет войной на родителей, на окружающий его мир, а порой и на самого себя. 

   Решить проблемы такой семьи возможно, но без системной психокоррекции, без бесед психолога не только с ребенком, но и с его родителями,  не обойтись. Одна из первичных задач – наладить эмоциональный контакт между родителями и ребенком.  Ведь для Вашего малыша, сколько бы лет ему не было, общение с папой и мамой имеет огромное значение. Если ребенок имеет возможность высказать то, что накипело у него на душе, пожаловаться, посетовать, заявить о своем несогласии, то, скорее всего, склонности к агрессивному поведению он испытывать не будет. Ведь в 9 случаях из 10 агрессия – это не признак того, что Ваш ребенок плохой, хулиган, грубиян, задира, это его бессознательный крик о помощи. Главными пусковыми механизмами неуравновешенного поведения являются обида или страх, боль, невысказанное чувство протеста, такие эмоциональные состояния развиваются, когда ребенок испытывает неудовлетворенность одной из базисных потребностей – потребности в любви и нужности близкому человеку.

   Одним из самых простых, но в тоже время действенных способов терапии может стать совместный просмотр мультипликационных и художественных фильмов и последующее обсуждение поведения персонажей. Ведь причины своих поступков ребенку иногда сложно сформулировать от первого лица, а объяснить, трансформируя через призму собственных эмоций, поведение того или иного героя, оценить его, вполне по силам. Главное на время беседы оставить менторски тон и дать возможность малышу свободно рассуждать, не опасаясь одергивания, замечаний и т.п. Ведь, если он будет  всё время опасаться ответить «не так», это вместо открытости и доверия породит тревогу и еще более агрессивное поведение.

   Для подобной беседы можно выбрать способ «якобы неучастия»: сделайте вид, что занимаетесь какими-то хозяйственными делами, а малыша посадите рядышком и попросите нарисовать картинки с разными жизненными ситуациями, спросите, почему он изобразил персонажей так или иначе, поинтересуйтесь, а как бы он поступил на месте героев картинки. Если ребенок испытал какую-то стрессовую ситуацию, попросите изобразить то, что с ним произошло: дайте ему свободу в выборе художественных средств, ведь главное, дать возможность малышу, выразить охватившие его эмоции, боль, обиду, а затем побеседуйте с ним о случившемся. 

   Ребенок  не способен самостоятельно справляться с разрушительными, негативными эмоциями, чтобы сохранить психологический комфорт, ему нужна поддержка взрослого, именно о ней он взывает при помощи своих агрессивных выходок.

   Вот несколько несложных рекомендаций родителям, которые помогут сформировать у ребенка уравновешенность и научат контролировать агрессию: 

  1. С раннего детства приучайте малыша самому отвечать за свои поступки и проступки, не сваливать их на окружающих.
  2. При помощи бесед и на примере собственного поведения развивайте у ребенка со вспыльчивым характером чувство сочувствие, сопричастности по отношению к близким, друзьям, окружающему миру, природе.
  3. Научите малыша различать чувства, которые он испытывает в той или иной ситуации, описывать их и уметь находить их причину, хотя бы на самом элементарном предметном уровне.
  4. Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребенок задирается, обижает других детей, поговорите с ним о происшедшем, предложив оценить не только свои собственные эмоции, но и состояние того, кого он обидел, ударил.
  5. Расскажите, что самоутверждаться можно и не применяя насилия, что гораздо интереснее и увлекательнее проявить себя лучшим и самым сильным в спорте или в учебе, освоив что-то новое или необычное и т.п.
  6. Научите малыша, что гнев и негативные эмоции необязательно выливать на людей, если от агрессивных проявлений ему тяжело избавиться в силу характера, пусть топает ногами, рвет бумажки, но ни в коем случае не переносит свои эмоции на других людей. А если всё-таки хочется кого-то побить, то пусть это будет боксерская груша. 

 

 Заказать и купить книги для родителей>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании