Имя Никитиных в нашей стране было в свое время столь же значительным, как когда-то в Америке имя Бенджамина Спока. Идеи Бориса и Елены Никитиных о том, как именно следует воспитывать и развивать ребенка являлись одновременно прогрессивными и свежими, но, в то же время, основывались на простых идеях житейского опыта. Главной характеристикой системы Никитиных является очень простая и рациональная идея о том, что воспитанию ребенка нужно посвящать внимание осознанно, целенаправленно и рационально. Эта комплексная методика раннего и всестороннего развития охватывает аспекты физического здоровья, правильного психологического и интеллектуального формирования личности.
60-е и 70-е годы прошлого века в нашей стране – время не для смелых идей, поэтому государство, да и основная масса обычных родителей очень настороженно воспринимали предложения Никитиных. А вот те, кто не боялся альтернативы, находили в них много полезного для себя. Например, идея о том, что дети должны развиваться сообразно собственному, естественному и индивидуальному пути, который лишь требует некоторой поддержки и корректировок, была немного чужда типу мышления обычного советского гражданина. Однако же подобная идея легла в основу уже широко известной ранее системы Марии Монтессори. А некоторые задачи из никитинских развивающих игр напоминают принципы блоков Фридриха Фребеля, немецкого педагога IX века.
Как рождались идеи в этой семье?
В подмосковном Большеве жила пара обычных родителей, у которых один за другим появились семеро детей. Их первенец страдал сложной формой диатеза, и в борьбе с недугом им помогал холод. Постепенно малыша начали закаливать, и вскоре это заложило основу для всей системы оздоровления. Важно закаливать ребенка постепенно: сначала новорожденного оставляют на несколько минут голеньким, затем увеличивают это время, после малыш начинает ходить босыми ножками по дому, а потом можно перейти к обливаниям и спать при открытой форточке даже зимой. Проблему питания в семье Никитиных решали настолько просто, что ставилось под вопрос само наличие проблемы как таковой. А именно, детям предлагалась полезная и вкусная еда, но при этом у них был выбор, кушать или нет. Если отказываешься – ждешь следующего приема пищи. Учитывая, что детей у Никитиных было семеро, это решение вопроса о гастрономических пристрастиях кажется чуть ли не единственно возможным.
Для максимально естественного и активного физического развития система Никитиных предлагает создавать условия для активности малыша, а не навязывая ее. Спортивный уголок, маты, канат, кольца и веревочная лестница, - если в распоряжении ребенка окажутся все эти снаряды, он сам будет проявлять к ним интерес и получать огромное удовольствие от движения, от проверки собственных сил. Никитины уверяют, что заставлять малыша делать какие-то упражнения – бессмысленно и вредно. Более того, опекать его излишне тоже не стоит. Если малыш будет совершать какие-то ошибки, то сам сможет научиться осторожности и будет соизмерять свои возможности адекватно. Родителям рекомендуют просто радоваться его успехам и утешать в случае неудачи. Таким образом, ребенок быстро осваивает различные трюки, становится сильным, ловким и умелым.
В дополнение, важными аспектами физического развития ребенка Никитины видели также в грудном вскармливании до первого зуба и постоянный тесный контакт младенца с матерью. Сегодня такими рекомендациями никого не удивишь, грудное вскармливание теперь практикуют гораздо дольше. Но в советской медицине и системе воспитания царствовали иные принципы, поэтому позиция Никитиных вызывала множество споров и оказалась действительно новаторской.
Что касается интеллектуального развития, то здесь система Никитиных опирается на такие принципы:
· определенный род занятий следует предлагать соответственно периоду развития малыша;
· у ребенка должно быть широкое поле для деятельности, для проявления своего интереса, - необходимо создать ему возможность для выбора и минимизировать количество ограничений;
· совместная деятельность родителей и детей способствует улучшению взаимопонимания, а также активизации интереса ребенка, - но важно при том не делать все за него, а только лишь быть соучастником события, подсказывая только то, до чего он сам точно не сможет догадаться;
· развивающие игры – ключ к формированию полезных навыков, раскрытию и совершенствованию способностей ребенка.
Борис Никитин является создателем не только уникальной системы воспитания, но и целого ряда знаменитых и востребованных по сегодняшний день развивающих игр. Самая известная игра – это кубики Никитина. Это уникальный и при этом совершенно простой развивающий материал. Отличное средство для развития фантазии и воображения, логического мышления, ориентировки в пространстве, тренировки внимания и мелкой моторики (а значит, и речи). Из этих кубиков можно строить и выкладывать что угодно: городки, узоры, змейки. Можно просить ребенка выложить узоры по образцу. Некоторые фигуры не под силу сложить и взрослому. Данный материал используется даже в диагностике и коррекции различных нейропсихологических нарушений, с их помощью детки ликвидируют отставание в развитии и тренируют собственные силы.
Известны сегодня также и многие другие дидактические игры Никитиных: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», "Рамки и вкладыши". В большинстве своем развивающие игры Никитиных рассчитаны именно на совместную деятельность родителей и детей, обладают высокой степенью вариабельности. Они представлены в основном в виде головоломок, которые направлены на распознавание определенных образов, их достраивание. Таким образом, мы формируем и развиваем логическое и образное мышление. Каждая игра это не только увлекательное времяпрепровождения, это четкий набор задач, которым ребенок находит творческое решение самостоятельно. Эти задачи имею различную форму: плоский рисунок в изометрии, модель, чертеж, устная или письменная инструкция. Попутно ребенок знакомится с различными способами представления информации. Сложность задач постепенно возрастает, за счет того, что они основаны на принципе народных игр (к сложному от простого, постепенно). В конечном итоге диапазон трудности задач получается очень широкий у одной и той же игры. Малыш будет подрастать и осваивать все более сложные задачи.
Процесс создания этих игр и все их правила Борис Павлович описывает в своей книге «Интеллектуальные игры». А подробности всей системы воспитания целиком, весте с теоретическими рассуждениями и практическими выкладками описаны в книгах «Мы, наши дети и внуки» и «Резервы здоровья наших детей», «Правы ли мы?», «Мама или детский сад».
Основной принцип системы Никитиных – любовь к детям и уважение к их собственному пути развития, где взрослые могут быть только лишь помощниками и верными спутниками.
Заказать и купить игры, книги и пособия по методике Никитина>>