Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Старший, средний, младший

        О том, что важнейшим, если не ведущим в развитии и становлении личности ребенка фактором является его положение среди сестер и братьев говорил еще Зигмунд Фрейд. Усвоенная в детстве модель отношений остается актуальной для ребенка на протяжении всей жизни. Старшие обычно ярко выраженные лидеры, а младший брат среди сестер будет существенно отличаться от малыша, выросшего в окружении старших братьев. Именно поэтому разные дети у одних и тех же родителей зачастую вырастают совсем не похожими друг на друга. В этой статье мы рассмотрим, чем же отличаются личностные и поведенческие качества сестер и братьев в зависимости от очередности их рождения. 

     Старший ребенок Старший ребенок чаще всего очень ответственный и добросовестный, амбициозный и честолюбивый. Он с детства привык заботиться о младших, особенно это качество проявляется в случае неожиданной болезни или потери родителей. Он ощущает себя лидером и чувствует ответственность за поддерживание семейных традиций. Если старший ребенок, мальчик, то родные возлагают на него повышенные карьерные ожидания, видят в нем последователя деда или отца в профессиональном плане. Именно поэтому старший ребенок обычно более серьезный, стремится к самосовершенствованию, реже играет со сверстниками, он испытывает тревогу, опасаясь не оправдать ожиданий сначала родителей, а затем других авторитетных для него фигур (тренера и учителя, начальника и т.п.). Таким детям крайне сложно почувствовать подлинное удовольствие от жизни в настоящий момент, расслабиться. Наиболее известные в истории старшие дети: Борис Ельцин, Уинстон Черчилль, Раиса Горбачева. Родителям не стоит забывать, что старший ребенок хоть и помогает заботиться о младших сестрах и братьях, но не должен при этом отказываться и от собственного детства, ведь ему тоже хочется побегать во дворе или встретиться с друзьями. Гарбузов В.И. отмечает, что старшие дети всегда ближе к родителям, чем более младшие. Ведь они с самого детства защищают и помогают, оберегают и советуют. Если экономическое положение семьи нестабильно, то именно старшие дети приносят свои интересы и желания в жертву интересам семьи, часто они рано начинают работать, отсрочивают получение высшего образования. Даже собственные семьи они создают с некоторой оглядкой на младших детей, ведь, чтобы позволить себе «уйти из семьи», они должны быть уверены в благополучии всех ее членов.

     Очень часто обретенная свобода от забот не радует старшего ребенка, устойчивый стереотип жизни рушится, да и время для успешного построения отношений с противоположным полом оказывается потерянным. Благодарность младших братьев и сестер, увы, не может скомпенсировать подобную проблему. Старшие дети довольно часто получают меньше заботы и материальных благ, лучше воспитывают младших детей, ведь на примере старших родители могут проанализировать, что нужно было делать, а чего не стоило. Бывает, что папы только к рождению второго ребенка начинают в полной мере испытывать «отцовские чувства». Как часто старший слышит: «Ты старше, ты должен уступить». На самом деле ребенок совершенно ничего такого не должен, однако многократно повторенная фраза накладывает на старшего чувство ответственности или вины. Он часто вырастает пессимистом и неудачником, младшие легко обходят его в карьере. Родители должны быть внимательны к хрупкой и ранимой детской психике и не переносить на своего первенца все тяготы родительских обязанностей.

       В семье рождается второй ребенок. Если он оказался противоположного пола, то негативная реакция со стороны старшего не столь резкая. Ведь у детей нет прямого повода для прямого соревнования. В такой семье характерные особенности старшего ребенка менее выражены. Если же второй малыш оказался того же пола, то его появление становится для первенца серьезным стрессом. Главной задачей старшего становится желание во что бы то ни стало быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше и сильнее, чем нового малыша. Зачастую родители неосознанно усиливают эту тенденцию, подчеркивая малышу, что он умнее, больше младшего, а значит он лучше, хоть родители и заняты сейчас всецело малышом. Родители также ожидают от старшего, что он станет неким образцом хорошей большой девочки или взрослого мальчика. В итоге старшие дети начинают заботиться о младших и приобретают многие родительские качества, рано готовы взять на себя груз ответственности. Но эти в целом очень хорошие качества могут стать и серьезной нагрузкой для ребенка, он начинает болезненно стремиться к совершенству, испытывает тревогу, постоянно боится расстроить или подвести родителей. При этом ему совершенно не важно, в какой области он достигнет выдающихся достижений. В зависимости от семейных ориентиров он может стать как священником, так и кровожадным преступником. Нацеленность на лидерство делает ребенка более чувствительным, в детстве он менее склонен к играм и более серьезен. Он упорно достигает намеченных целей, добросовестен и прилежен, но чрезвычайно резко относится к критике.

    Еще один аспект существенно влияет на личность старшего ребенка: родители в период его младенчества еще неопытны, забота о ребенке для них непривычна. Они уделяют всему с ним происходящему повышенное внимание, начиная от первой улыбки или слова. К росту других детей родители уже не так внимательны и, возможно, уже не будут заносить в альбом их рост и вес, но они знакомы с азами заботы о детях. Первенец же – это во многом почва для разнообразных родительских экспериментов, многое из применяемого для его воспитания родители предпринимают толком не осознавая для чего они добиваются того или иного. Старшие дети обычно идентифицируют себя с родителями, стремятся быть носителями семейных ценностей, иногда это приводит к тому, что они становятся чрезмерно консервативными, не способны принять какие-либо изменения, идти на компромиссы. Привыкнув полагаться только на свои силы, серьезность и большая скрытность эмоций мешает старшим детям заводить новых друзей. Часто у них есть всего один друг, верность которому они сохраняют долгие годы. Они нетерпимы к чужим ошибкам и чувствительны к проявлениям неуважения к себе. Если младших детей несколько, и все они одного пола, описанные выше качества в старшем из них будет усиливаться.

  Средний ребенок Средний ребенок совмещает в себе качества, присущие классическому старшему и младшему ребенку, либо более похож на один из типов. Средний, если это не единственная девочка среди братьев или мальчик, окруженный заботой сестричек, изо всех сил борется за внимание родителей. У них нет авторитета старших и взбалмошности младших братьев и сестер, чтобы их заметили они постоянно пытаются обойти старшего и опасаются конкуренции младшего. Если речь идет о многодетной семье, то личность среднего ребенка будет определяться тем, к какой возрастной группе детей они оказались ближе по рождению, а также возрастной разницей между детьми. Средние дети обычно лучше всего приспособлены в социальном плане, они отлично умеют договариваться и дружить с самыми разными людьми, ведь они привыкли находить общий язык и со старшими, и с младшими братьями (сестрами), наделенными порою совершенно разными характерами. Сложность определения личности среднего ребенка определяется тем, что для кого-то из детей он старший брат или сестра, а для других – младший. Такое срединное положение отражается на его характере, часто они долго не могут определиться в жизни.

     На среднего ребенка не возлагают ответственности в той мере, как на старшего. Он не стремится лидерствовать любой ценой, но и не может себе позволить оставаться малышом. Любопытный факт: социологические исследования показывают, что родители чаще считают своими любимыми детьми первенца либо младшего из детей. Средний ребенок никогда не являлся объектом безраздельной любви родителей и их бесконечного внимания, как первенец. Он родился в более спокойной атмосфере, но не успел в должной мере насладиться и вниманием к себе как к младшему чаду. Он должен каждый день состязаться со старшим ребенком, которого все считают умнее, сильнее и взрослее, и с малышом, который требует от родителей дополнительного внимания и опеки. Он постоянно сменяет роль, колеблясь от стремления быть взрослым и вновь стать окруженным заботой, беспомощным, таким образом, средний из детей зачастую лишен индивидуальности. Они не склонны проявлять инициативу и не отличаются оригинальным мышлением. У таких детей самая низкая мотивация для деятельности, что часто отражается на их слабой успеваемости в школе или колледже.

     Лишенный привилегий младшего и преимуществ старшего из детей, средний ребенок особенно остро чувствует жизненную несправедливость. Он изо всех сил старается почувствовать собственную значимость, соревнуясь с другими детьми любыми способами, и если единственный путь быть замеченным связан с насилием и разрушением, он не остановится и перед этим. Часто средние дети склонны к саморазрушению, к примеру, они могут злоупотреблять спиртными напитками или быть обжорами, а могут обратить разрушительную энергию на социум и стать мелкими хулиганами или членами преступной группировки. Они часто развивают в себе надоедливые привычки с целью привлечения внимания родителей. Средние дети несколько ответственнее младших, и в большинстве случаев интроверты. Но, научившись хорошо ладить с разными типами людей, они дружелюбны и легко заводят дружбу. Они отлично умеют вести переговоры и сделают успешную карьеру дипломата или секретаря. В любом случае успех их ожидает в профессии, требующей максимум такта и минимум агрессивности. Они комфортно себя чувствуют, работая в развлекательной сфере, так как более всего стремятся к теплу и вниманию окружающих. Состав семьи и возраст детей играют также значительную роль в становлении личности среднего ребенка. Ребенок, у которого есть старший брат и младшая сестренка будет иным, чем тот, у которого – младший братишка и старшая сестра. В случае, если все дети одного пола, положение среднего ребенка очень часто проигрышно, он получает меньше всего внимания и больше всего страдает от конкуренции. Он вырастет наиболее самокритичным, будет жаловаться на тревожные состояния. Если же средний ребенок оказался единственным мальчиком или девочкой среди других детей, то ситуация может сложиться противоположная, все члены семьи будут окружать его вниманием. Такой ребенок вырастает эгоистичным и избалованным, ему трудно будет находить друзей и строить личную жизнь, ведь семья задала ему крайне высокую планку внимания к собственной персоне.

   Младший ребенок Младший ребенок, так же как и единственный в семье, никогда не был травмирован появлением нового малыша, он всегда окружен вниманием, все члены семьи чувствуют свою ответственность по отношению к нему. Из-за этого он может вырасти эгоистичным и хитрым, честолюбивым, он привык к своей исключительности, но постоянно балансирует, стремясь удержать особое отношение к нему родителей, и в то же время сохранить хорошие отношения с сестрами и братьями. Младшенький легко принимает покровительство и помощь других людей, он легкомыслен. Ему легко прощаются многие проделки, поэтому он привыкает ожидать от жизни только хорошего, это делает его оптимистом. Для семьи он остается «вечным ребенком», к нему менее требовательны, именно поэтому младшие дети редко достигают высот в чем-либо.

     Главными трудностями для младшего ребенка являются принятие решений и умение дисциплинировать себя. Ведь с самого детства с ним рядом постоянно был кто-то. Кто мог помочь, подсказать, настроить. Во взрослой жизни он ожидает, что супруг или супруга возложат на себя функции советчика и наставника. В некоторых случаях постоянная опека может вызвать протест и ребенок, повзрослев, будет отказываться от всяческой помощи. Младшие дети знают, что силой много в отношениях не добьешься. Поэтому он стремится манипулировать людьми, флиртовать или демонстрировать обиды. Младший ребенок, которого излишне опекали в детстве, избрав себе в супруги первенца, будет постоянно бороться против контроля и опеки своей второй половины. Младшие дети обычно не имеют проблем с общением, он является душой любой компании. При этом, всегда есть опасность, что младший вырастет избалованным, «семейным ребенком».

      Очень часто такие дети добиваются больших успехов в актерском амплуа. Иногда, пытаясь скомпенсировать свою незначительную роль в жизни семьи, они мечтают оказаться в нужный момент её «спасителями». Младшие дети обычно менее требовательны к жизни, склонны соблюдать семейные традиции, усвоенные еще в детстве. Если свою будущую профессию он выбирает сам, то он часто реализует себя в художественном творчестве. Если младший ребенок тяготится излишней опекой, он может вырасти бунтарем и ниспровергателем общественных устоев. Он легко берется за любое новое дело и относится к жизни, как к приключению. Многих младших детей не оставляет мечта догнать более старших братьев и сестер. Но осуществить подобное стремление удается лишь тем, кто выбирает совершенно отличный от своих родственников жизненный путь. Бунтуя против авторитетов, младший ребенок редко становится лидером партии, скорее, верным последователем, он будет легко угождать лидеру или учителю, пользоваться любовью друзей и коллег, но редко обладать авторитетом.

    Для младшего ребенка положение зависимого от других остается комфортным на протяжение всей жизни. В браке он часто выбирает партнера намного старше себя, а потом упорно борется против его контроля. Младшие дети традиционно покидали родительский дом, оставляя дом во владении своих старших родственников, и искали счастья в новых для него местах и краях. Среди известных младших детей можно назвать Бернарда Шоу и Элизабет Тейлор.  Семьи, в которых воспитывается трое и более детей, способствую тому, что дети в них отличаются индивидуализацией развития. Если второй ребенок рождается в семье, запланированным и желанным, то чаще всего, родители готовы в равной мере заботиться об обоих детях, и они окажутся не столь различными. Другая ситуация возникнет, если родители за это время резко поменяли взгляды на воспитание или свое отношение к детям в целом. Очень многое зависит от того, сравнивают ли родители детей между собой, проводят ли какие-либо параллели между их умственным или физическим развитием. Если такое происходит, и один из детей слышит, что он в чем-либо не такой успешный, между братьями (сестрами) в погоне за вниманием и любовью родителей возникает жесткая конкуренция.

    Младшие дети в многодетных семьях очень рано приобретают опыт общения, умеют постоять за себя, легко адаптируются в коллективе сверстников. Они гибки и общительны. Средние дети обычно быстрее взрослеют, стремясь не отстать от старших. Они умеют подчиняться старшему, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, могут руководить менее опытными без заносчивости и деспотизма. Такие дети очень хорошо чувствуют и воспринимают иерархичность общества. Вот дети и выросли, если их воспитывали внимательные и добрые взрослые, то они выросли дружной семьей, всегда готовы поддержать друг друга, они никогда не будут чувствовать себя одинокими в этой жизни, пока ряжом с ними братья и сестры. А у родителей есть опора и повод для гордости выросшими детьми. Ведь недаром народная мудрость гласит: «один сын - не сын, два сына - полсына, три сына – сын».  Если человек чувствует, что рядом с ним всегда есть человек, который поможет и поддержит, он легче преодолевает любые трудности. Вспомните притчу о веточках, которые легко можно было сломать по одиночке, и практически невозможно, когда они собрались вместе. Задача родителей показать детям ценность сестринских и братских отношений для всей их последующей жизни, объяснить, что стоит не враждовать и ссориться, а беречь и любить друг друга.

   Узнать больше о детской психологии Вы сможете из книг в разделе "Вопросы психологии, родителям о детях"

 

Заказать и купить книги по вопросам психологии, родителям о детях>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании