Имя итальянского педагога-новатора Марии Монтессори сегодня знакомо большинству людей, которые так или иначе связаны с детьми, будь то родители, педагоги или воспитатели. Сегодня сложно представить, что когда-то теория Монтессори находила мало понимания у современников и коллег.
Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии, в небольшом портовом городке Кьяровалли, в семье государственного служащего. Обычная девочка из приличной католической семьи, первый вызов общепринятым устоям она сделала в 12 лет, поступив и успешно окончив техническую школу для юношей! Этот шаг позволил проявиться в её характере таким чертам, как целеустремлённость, нежелание быть «как все», воля к победе. Впоследствии, Мария Монтессори станет первым доктором наук в области медицины, с блеском получив доступное только мужчинам образование в медицинском университете. В тот период девушке пришлось работать ассистентом в психиатрической клинике, где она столкнулась с проблемами детей, отстающих в развитии. Именно этот факт биографии Марии Монтессори повлиял на разработку и внедрение в детскую педагогику отличной от традиционного понимания системы воспитания.
Далее М. Монтессори поступает в Римский университет, где изучает философию, педагогическую антропологию и экспериментальную психологию, получая профессорскую степень. Эти знания также легли в основу её уникального авторского метода развития детей, и в 1907 году у Марии появляется возможность на практике опробовать свои педагогические открытия на здоровых, но социально запущенных детях. Помощь ей в этом оказал итальянский миллиардер Эдуардо Таламо, благодаря которому она смогла построить и открыть двери первого Монтессори-класса для детей сотрудников, работающих на текстильной фабрике. Приехавшая через несколько дней комиссия была так поражена, увидев 50 маленьких дикарей, работающих спокойно и сосредоточенно, что тут же сделала вывод о деспотичном методе их воспитания. И кардинально ошиблась...
Суть методики воспитания, а точнее, развития ребенка по теории Марии Монтессори, заключается в следующих принципах:
1. Вся идея воспитательно-образовательного процесса строится на фундаментальном основании: «всё идёт от самого ребенка». Привычно думать, что взрослые стоят в позиции проводников, учителей, воспитателей, иногда используя авторитарные методы воспитания, но Мария призывает всех взрослых стать только помощниками тому маленькому существу, который, кажется, совсем беспомощен в окружающем его огромном мире. Она открывает и доказывает духовность ребёнка, в котором, как в семечке, уже заложен весь потенциал его личности, и главную задачу взрослого Мария Монтессори видит в том, чтобы создать необходимые условия и обеспечить всестороннюю помощь и поддержку для полноценного раскрытия всех внутренних богатств маленького человечка. Суть настоящей роли взрослого в жизни ребёнка М. Монтессори описала в книге «Дети – другие».
2. М. Монтессори выделила в психическом развитии ребёнка особые интервалы наибольшей чувствительности к различным внешним проявлениям жизни, которые она назвала сенситивными периодами. В это время дети наилучшим образом способны создавать устойчивую связь с окружающим миром, который является для них интересным и живым, вдохновляющим на всё новые и новые открытия. Дети в эти периоды развиваются по принципу «от одного к другому»: они выделяют для себя что-то, представляющее для них интерес именно в определенный момент, полностью погружаются, удовлетворяя свои потребности в познании, и, получив определённый навык, теряют интерес к этому и переходят к следующему увлекающему их объекту. Самым большим открытием Марии стало определение сенситивной фазы порядка, длящейся примерно до 4-х лет и её пиком, приходящимся на возраст 2-2,5 года. Именно в этом возрасте у детей возникает абсолютно естественная потребность в том, чтобы всё в окружающем их пространстве имело свой порядок. Также выделяются особые фазы развития движения, речи, чувств, социальных навыков.
3. Процесс обучения по системе М. Монтессори абсолютно исключает классно-урочную систему. Мария рассматривала человека, как целостную личность, которая может развиваться только в результате активного и свободного освоения окружающего мира. Этот процесс был назван нормализацией, которая происходит при концентрации на каком-то виде деятельности и предполагает пробуждение живого интереса у ребенка, а значит, требует особой подготовленной для этой деятельности среды. Таким образом, взрослый берёт на себя ответственность приготовить и предложить ребёнку тот самый материал, который вызовет его интерес. Именно взрослый должен подсказать как работать с ним, после чего - предоставить малышу полную свободу. Удивительно, что ребёнок без всяких нотаций и длинных объяснений, совершенно естественно работает с полной концентрацией, а затем убирает все материалы точно на то самое место, откуда их взял, демонстрируя свою личную в этом потребность.
4. Педагогика Марии Монтессори основывается на идеях спонтанного опосредованного образования, предполагающего незаметный для ребенка процесс обучения в естественной среде свободного выбора.
5. Каждый материал системы Монтессори несёт в себе две цели: прямую и скрытую. Прямая заключается в том, что ребенок сам ставит перед собой задачу, которую возможно решить с помощью того или иного материала и пособия, а скрытая идёт от взрослого, который закладывает в этот материал определенные возможности для психического и физического развития.
Сегодня педагогика Марии Монтессори очень популярна по всему миру и широко применяется во многих развитых странах. Создана и функционирует Международная Ассоциация Монтессори, которая осуществляет подготовку и обучение принципам Монтессори воспитателей, учителей, а также родителей.
Такая известность и актуальность системы развития вовсе не случайна, ведь Мария Монтессори не только стала революционером в мире детской педагогики, но и перевернула общественное сознание, заставив взрослых увидеть, что дети – другие!
Заказать и купить книги и пособия по методике Монтессори>>