Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Такие недетские детские школьные беды

Психологические проблемы детей   Бывает, приходит Ваш ребёнок,  расстроенный, подавленный и заявляет: «Я больше не хочу ходить в школу». Такое поведение – серьёзный повод, чтобы забить тревогу, особенно если Ваш ребёнок – ученик младших классов, ведь у него пока нет сил и стойкости самостоятельно сопротивляться трудностям. Причиной нежелания ходить в школу могут стать конфликты со сверстниками или недопонимание со стороны учителей. Конечно, можно пустить всё на самотёк, думая, что со временем всё образуется, однако, если, проблему не решить вовремя,  подобный внутренний конфликт может в дальнейшем привести к возникновению серьёзных психологических проблем, негативно сказаться на дальнейшем развитии психики.

   Так как же отличить детские фантазии и капризы от серьёзной психологической проблемы? Детский психолог-консультант Евгения Короткова даёт несколько важных советов.

    Все эти годы основным занятием Вашего ребёнка-дошкольника была игра, то с приходом в школу, картина существенно меняется.     Теперь в жизнь Вашего малыша входят определённые социальные отношения, ведущим занятием становится обучение, его деятельность чётко организована и определена в течение дня. Теперь он не только малыш, чей-то любимый сынишка или обожаемая дочка, теперь он или она – ученики. Новый статус требует и новых типов отношений. На ребёнка обрушивается целый комплекс социальных правил, которые определяют взаимоотношения в классе, и нормы и правила поведения с одноклассниками и учителями существенно отличаются от привычных для ребёнка семейных. Выстраивая отношения с одноклассниками, ребёнок балансирует между  сотрудничеством и соперничеством с другими детьми. В отношения с учителем школьник находит правильное соотношение между собственной независимостью и послушанием. Чрезвычайно редко все эти революционные для маленького члена общества изменения проходят легко и гладко.

Решение проблем в школе    Для развития ребёнка очень важно общение с окружающими, происходящее в процессе игр, обучения или совместного труда. Чем шире и многообразней эмоциональный опыт ребёнка, тем больше у него предпосылок стать многогранной и глубокой личностью. Основа эмоционального обогащения ребёнка – это его общение с родителями и другими родственниками, а также отношения, возникающее в процессе учёбы – то есть его положение в детском коллективе и общение с учителями. Ученики начальной школы еще очень открыты и впечатлительны, ранимы и отзывчивы. Большую роль в сознании первоклашки играет личность взрослого, учителя. Именно его замечания и похвалы, оценки, высказываемые на уроке и в личной беседе, пожелания и требования оказывают серьёзное влияние на самочувствие и настроение ребёнка,  влияют на его самооценку. Младшеклассник искренне радуется похвале взрослого и серьёзно расстраивается при неуспехе, волнуется при неуверенности в способности должным образом выполнить задание.

    В результате у школьника постепенно складывается определённое отношение к своему учителю, которое можно условно разделить на три категории – положительное, отрицательное и конфликтное.

    Положительное отношение характеризуется открытостью маленького ученика, ярко проявляемой доброжелательностью по отношению к учителю. Личность учителя одобряется, принимается, возникает благоприятный эмоциональный фон и, как следствие, желание учиться только увеличивается.     Отрицательное отношение, напротив, очень негативно сказывается не только на взаимоотношениях с самим учителем, с которым ребёнок начинает вести себя грубо и  вызывающе либо запугано и замкнуто, но и на снижении интереса к изучаемому предмету.

    Следует отметить, что в начальной школе с отрицательным отношением к учителю сталкиваются довольно редко, чаще распространено конфликтное отношение. Оно характеризуется стойким неприятием личности учителя, которое в некоторых случая может смешиваться с недоверием и страхом перед ним. Нереализованная потребность в доверительных отношениях может привести в этом случае к снижению познавательной мотивации, возникновению недоверия к знаниям, которые передаёт ребёнку «нелюбимый» учитель. Дети, столкнувшиеся с такой проблемой, очень часто замкнуты, обидчивы либо напротив равнодушны и невосприимчивы к любым объяснениям и просьбам учителя, они очень редко выступают с какой-либо инициативой  и ведут себя высокомерно и надменно. В общении с учителем они могут вести себя приспособленчески, чересчур покорно, и вынуждены развивать лицемерие и самоуничижение. Иногда ребёнок при этом не может понять настоящей причины своих расстройств, нередки случаи, когда и родители не могут объективно разобраться в сложившейся ситуации.

    После начала обучения в школе ребёнок впервые в жизни столь сильно отделяется от родителей и должны научиться строить позитивные и дружелюбные отношения с ранее неизвестным взрослым.

     Рассмотрим несколько примеров:

   Мальчик по имени Семён, ему сейчас 8 лет. Это очень прилежный ученик, он прекрасно мотивирован на изучение нового Как говорить с детьми, чтобы они учились, Адель Фабер Элейн Мазлиш, книга (Эксмо)материала, легко концентрируется и справляется с учебными трудностями. Однако, когда он пошёл в первый класс, он оказался в неудачном коллективе. Несколько завзятых хулиганов стали обижать мальчика и сваливать на него вину за все свои проступки. Попытки мальчика оправдаться и объяснить ситуацию расценивались учителем как ябедничество. Учитель не захотел пойти на контакт и с мамой Семёна, выставил ему в четверти «двойку» за поведение. В то же время со стороны оскорбления и издёвки со стороны одноклассников не прекращались. Мальчик стал бояться ходить в школу, сделался запуганным и нервным. Родители ребёнка обратились к психологу, и тот посоветовал им сменить школу, не дожидаясь окончания учебного года. В новой школе

   Семён был приятно поражен доброжелательным отношением одноклассников, его никто не бил и не дразнил, наоборот, он вскоре смог завести себе хороших приятелей. Со временем он активно включился в общественную жизнь коллектива, и теперь охотно участвует в классных мероприятиях, больше мыслей о том, что он не хочет в школу, у Семёна не возникало.

   Девочка Леночка, ей сейчас 9 лет. Родителям Лены посоветовали перевести девочку в параллельный класс, ссылаясь на то, что учитель там более сильный и квалифицированный. Больше полугода девочка не могла адаптироваться к новому коллективу, который, во многом благодаря предвзятому отношению учителя, не принял её. В старом классе у Лены были хорошие товарищеские отношения с одноклассниками, царило взаимное доверие и уважение. В результате, продолжая по-прежнему старательно заниматься, Лена стала скатываться до удовлетворительных отметок, у доски не могла объяснить решения элементарных задач, стала очень неуверенной и нерешительной. Мама девочки обратилась к психологу, который поставил неутешительный диагноз: «эмоциональный шок».

   Однако, если в первом случае родители Семёна прислушались к мнению специалиста и были нацелены на решение внутреннего конфликта своего ребёнка, то родители Леночки решили, что новый переход только повредит их дочери, однако подумайте сами – терпеть каждодневный психологический дискомфорт иногда не по силам даже взрослому, не то что 9-летнему ребёнку. Основную работу психологу пришлось провести с семьёй девочки, пытаясь  переключить мотивацию на познавательную, научить ребёнка думать не о личности учителя, а о ценности получаемы в процессе обучения знаниях.

   Стоит сказать, что в сложных психологически ситуациях  ребёнок не всегда является жертвой. Ребёнок может и ложно обвинять взрослого, не желая справляться с собственными слабостями, исправлять свои ошибки, самостоятельно строить отношения со сверстниками.

   Нельзя дать общий рецепт от конфликтной ситуации в школе, не рассмотрев её индивидуальные особенности. Но, чтобы было проще  проанализировать тот или иной конфликт, можно определить некоторые базовые принципы.

    Никогда не забывайте, что ребёнок – уже человек, пускай еще маленький. Пускай еще неопытный. Не стоит рассуждать, что он по малолетству ничего не поймёт или забудет поведение взрослых. Старайтесь разговаривать с ним как с равным, будьте готовы ответить за свои слова. Прежде всего, постарайтесь отделить свои эмоции от сути дела, для этого было бы неплохо выслушать всех участников конфликта. Старайтесь избегать крайних точек зрения типа «мой сын никогда не сделает ничего плохого» или наоборот «всегда знала, что дочка у меня хулиганка». Уважение и доверие, готовность выслушать и понять – самые верные помощники для разрешения всех психологических проблем.

   Порой не всегда просто отличить правду от детских выдумок, капризов, а иногда и откровенной лжи. Также не будем забывать, что некоторые проблемы уйдут сами собой буквально через пару дней или неделю адаптации, а бывают проблемы, решение которых требует участия специалиста. Как определить, что Ваш ребёнок столкнулся именно со вторым разрядом проблем? Поведение малыша становится непредсказуемым, возникает резкая смена настроений – только недавно он был активным и любознательным, а сейчас стал замкнутым и неразговорчивым. Иногда может появляться неадекватная реакция на слова или действия – малыш начинает пугаться резких звуков и движений, втягивает голову в плечи, зажмуривается, ведёт себя беспокойно и тревожно. Такое поведение может стать «благоприятной» почвой для формирования неуверенной в себе личности, ребёнок сам формирует из себя психологическую жертву, а подобные качества как будто притягивают к нему негатив, как со стороны учителя, так и со стороны сверстников. Не стоит мотивировать ребёнка взрослыми посылами типа «потерпи немножко в старой школе, тут такие профессиональные учителя». Ведь психика ребёнка еще слаба и ранима, такой срок может оказаться губительным, за это время ребёнка разовьётся невроз и сложится стойкий негатив к школе. Первоклассники, не имеющие еще обширного опыта социальных взаимоотношений, очень часто преувеличивают строгость учителя или обиды от одноклассников, иногда надумывают проблемы.  В современных школах учителя зачастую недооценивают значимость конфликтных психологических ситуаций на начальном этапе обучения. А это один из ключевых моментов для формирования личности ученика, негативные впечатления могут перенестись на весь последующий процесс обучения, усложнить дальнейшие отношения со сверстниками и учителями, послужить причиной многих психологических и личностных проблем в развитии школьника.

   Узнать больше о психологических проблемах детей вы сможете из книг в разделе Вопросы психологии, родителям о детях.

 

Заказать и купить книги по вопросам психологии>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании