Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Детские страхи

    Страх - необходимая реакция организма, которая защищает, а порой спасает человека от опасности. Мозг человека предупреждает его об опасности, заставляя обойти стороной свирепую собаку или не ходить поздним вечером по глухому переулку. Но страх не должен становиться доминирующим чувством и заполнять всю жизнь человека. Формирование этой реакции начинается у человека в раннем детстве, начиная с испугавшего ребенка резкого, неожиданного звука и горячей чашки с чаем, о которую легко обжечься.

   Психологи выделяют страхи, характерные для каждой возрастной группы. В возрасте до 1 года чувство страха вызывают внезапные, громкие звуки и незнакомые люди. Малыша пугают внешние раздражители. У детей 2-х лет и старше чувство страха чаще всего вызывают врачи и медсестры, так как проведение прививок, обследований, лечения сопровождается неприятными или болезненными ощущениями. Эти детские страхи могут закрепиться в сознании на всю жизнь, часто взрослые боятся визитов к стоматологу и рискуют своим здоровьем.

   В возрасте 3-4 лет наши дети знакомятся с русскими и зарубежными сказками, их красочными персонажами. Особенно яркое впечатление оставляет зловещая и коварная Баба-Яга, которая то выскочит из темного леса, то в печку или мешок посадит. Разумеется, к детям приходит страх темноты и замкнутого пространства. Взрослым следует подумать, какое впечатление может произвести на малыша сказка или яркие иллюстрации, может быть безопаснее знакомить его со смешными и добрыми существами. Особенно удивляет уверенность бабушек, что напуганный злой Бабой-Ягой или Змеем Горынычем малыш охотнее съест ужин или быстрее заснет. Многочисленные опасности из сказок, мультфильмов, фильмов формируют у ребенка чувство страха перед смертью обычно в 5-6 лет. Поступление в школу приносит в жизнь детей новые страхи: опоздать на урок, получить замечание или плохую оценку. Какие-то страхи проходят постепенно, когда ребенок взрослеет и узнает много нового. Некоторые страхи глубоко проникают в сознание ребенка, вызывают изменения в его поведении и психическом здоровье от непроизвольного подмигивания и покашливания до заикания и энуреза.

   Психологи рекомендуют следующие действия для предотвращения развития детских страхов в страх патологический: - обнимайте ребенка не реже 4-х раз в день, можно поцеловать или прижать его к себе, он почувствует вашу любовь и защиту, даже если будет сопротивляться, - старайтесь не обнаруживать силу своего страха перед чем-либо в его присутствии, не упоминайте постоянно о жестокостях и опасностях в нашей жизни, дети более восприимчивы, чем взрослые, не следует разрешать ребенку бесконтрольно смотреть телевизор, действия в триллерах, фильмах с ужасами и катастрофами могут вызвать сильное чувство страха, паники - не используйте в воспитательных целях Бабу-Ягу и прочих зловещих персонажей, учитесь договариваться с ребенком или придумайте приятные стимулы для хорошего поведения, - четко соблюдайте режим дня, подходящий для данного возраста, выспавшийся, отдохнувший малыш менее подвержен страхам, - если семья переживает тяжелый период - развод родителей, смерть родственников, обязательно контролируйте эмоциональное состояние малыша, чтобы не допустить негативных последствий, - сохраняйте в доме теплую, доброжелательную атмосферу, не обсуждайте при малыше серьезные проблемы, пусть дом будет для ребенка безопасным местом, крепостью, - если не можете справиться со страхами ребенка, проконсультируйтесь с психологом. Для борьбы с распространенными видами страхов специалисты рекомендуют простые и понятные методы. 

   Психологи часто советуют использовать метод эмоциональных качелей – чередование кратковременных отрицательных эмоций с положительными эмоциями. Например, ребенок, который боится темноты, входит в темную комнату на секунду, сразу же выходит оттуда и попадает в родительские объятия и получает похвалу за храбрость. Надо учитывать, что принуждать малыша к действиям нельзя, наказывать – тем более. Малыш с богатым воображением, который видит разные пугающие образы, может согласиться посидеть с кем-то из родителей в темноте, иногда включая лампу, чтобы понять, что его страх вызван тенью от стула или движением шторы. Если причины страха трудно определить, можно попробовать его нарисовать, одновременно отвечая на конкретные вопросы: где это живет, какой имеет цвет, чем пахнет, издает ли звуки, какое на ощупь, почему это пугает?

   Если удастся изобразить на бумаге причину испуга, рисунок можно сжечь и пепел развеять. Повторять этот прием можно несколько раз. Отказ малыша подробно говорить о причинах испуга, описать эту ситуацию словами, изобразить на бумаге, то есть придать страху конкретные черты, свидетельствует о том, что пережитая отрицательная эмоция была очень сильной и глубокой. Возможно, нужно длительное время для освобождения от этого страха. Злых и жестоких героев сказок и мультфильмов можно постараться частично оправдать, показывая, что нет полностью отрицательных персонажей, они могут помогать и быть добрыми, злой волк может спасти маленького бычка и стать его другом. Можно пофантазировать на эту тему, придумать истории, нарисовать доброго Змея Горыныча и грустную Бабу-Ягу. Замечательно, если психологические приемы избавления от страха удастся применять в форме игры и совместного творчества.

 

Заказать и купить книги для родителей>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании