Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

 
Заказать обратный звонок
Мы перезвоним вам:
Понедельник-пятница: 9:30 - 21:00
Суббота-воскресенье: 10:30 - 20:00
 
Имя:

Телефон:

Удобное время для звонка:
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Соглашение на обработку персональных данных

Сложи узор — авторская игра Никитина для гармоничного развития

   Система Бориса Никитина сегодня является одной из признанных методик раннего развития мышления и творческих способностей. Уже давно стали классическими созданные этим талантливым педагогом пособия - «Кирпичики», «Сложи квадрат», «Кубики для всех». Система развития Никитина основывается на традиционных педагогических принципах, однако предлагает реализовать их по-своему — в рамках удивительной гармонии между телесным и интеллектуальным совершенствованием человека. 
 

  Сложи узор - интереснейшая игра Никитина, которая позволяет планомерно развивать абстрактное мышление и креативность, учить ребенка работать со схемами, тренировать пространственное восприятие и мелкую моторику. 

    Игра «Сложи узор» включает в себя 16 кубиков с размером грани 3 см, каждый из которых имеет в своей окраске следующие цвета: белый, синий, желтый и красный. Часть деталей полностью окрашена одним цветом, другие кубики имеют разноцветные стороны, третьи - разделенные цветом диагонали. Смысл игры с набором — в складывании кубиков таким образом, чтобы на их гранях, обращенных к ребенку, формировался определенный цветовой орнамент. При этом кубики можно располагать как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости или создавать из них трехмерные объемные фигуры. Узоры, которые ребенку нужно будет сложить, могут быть различными — от простейших сложений по образцу, где нужно просто подобрать кубики одного цвета, до цифр, букв, замысловатых художественных комбинаций. 

   Кубики — это одна из любимых малышами игрушек. Дети раннего возраста всегда с удовольствием играют в кубики: складывают их, строят башенки, сортируют по цвету. Первые задания, которые можно предложить самым маленьким — это построение простейших комбинаций. Варианты таких элементарных узоров даны в приложении, входящим в комплект игры. Первоначально малышу будет легче справиться с задачей, если он будет отыскивать нужный кубик и просто ставить его на страничку с образцом — специально для этого размеры рисунка даны в пропорциях 1:1. Сначала предложите малышу собрать последовательности, состоящие из одного цвета, затем — постепенно усложняйте узоры по мере того, как он будет осваивать более простое сложение. Покажите ребенку, как нужно собирать кубики и предложите ему повторить ваши действия самостоятельно. Б. Никитин рекомендовал для начала знакомства с кубиками собрать простейший элемент - «дорожка», состоящий из кубиков одного цвета. Вы увидите, что вторая и третья «дорожки» получатся у крохи гораздо быстрее, чем первая. Если вы заметите, что ребенок собрал дорожку меньшей или большей длины, мягко обратите на это внимание и предложите ему самостоятельно исправить ошибку. Не забывайте хвалить ребенка за успехи, ведь именно посредством вашего одобрения он будет делать выводы о правильности своих действий. Такая игра обязательно увлечет малыша, и он будет с нетерпением ждать новой возможности позаниматься с кубиками. 

     Второй по сложности этап игры — обучение ребенка складыванию орнаментов по уменьшенной копии. Переход к этому уровню вовсе не так прост, как кажется нам, взрослым. Для ребенка соотнести картинку с узором в масштабе и реальным размером кубиков оказывается достаточно сложно, ведь для этого необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Как правило, с подобными заданиями ребенок начинает справляться к 3-4 годам. Если какая либо картинка никак не дается малышу, не надо стараться во что бы то ни стало добиться ее сборки — нужно просто отложить этот узор на несколько дней или недель, а потом вновь вернуться к нему. Вы увидите, что спустя время ребенок уже сможет справиться с этим же заданием гораздо легче.

    За одно занятие ребенку нужно давать собрать 2-4 изображения — этого вполне достаточно. Не следует перегружать дошкольника, ведь тогда увлекательная игра может превратиться для него в обязанность, что всегда негативно сказывается на поддержании нужного уровня интереса. Нагрузку нужно постепенно увеличивать с каждым годом — так, в преддверии поступления в школу, ребенку можно давать максимум 8-10 узоров за одно занятие. Опять же, нужно смотреть на реакцию самого ребенка — если он очень расстроен тем, что вы предложили ему закончить на сегодня игру, вполне можно ее продолжить еще немного. 

    В начале каждого следующего занятия полезно будет воспользоваться так называемым методом «ледокола» - предложить ребенку повторить 1-2 задания из прошлой игры — те, на которых вы закончили. Таким образом, малыш сможет лучше «войти» в игру и с большей легкостью перейти на новый, еще вчера недоступный для него уровень сложности.

     Дополнить занятия с
кубиками Сложи узор можно еще одним упражнением, попросив ребенка перерисовать собранный им орнамент в обычную клетчатую тетрадь и раскрасить его нужными цветами. Таким образом, дошкольник будет не только развивать навыки пространственного и абстрактного мышления, но и — эффективно готовить руку к письму. 

    Третий уровень сложности игры состоит в предоставлении ребенку возможности проявить свою фантазию, создавая орнаменты без схемы и образца — опираясь на собственное видение красоты. Именно здесь ребенок начинает развивать свои творческие способности и воображение, ведь процесс игры превращается в удивительный акт индивидуального творчества. На этом этапе также очень полезно предлагать ребенку зарисовать в тетрадь полученные узоры, ведь каждый из них будет настоящим уникальным шедевром юного художника. Дайте ребенку свободу самовыражения и не ограничивайте полет его фантазии заданными рамками — это будет способствовать формированию художественного вкуса и развитию самостоятельного мышления. Единственно, на этом этапе можно понаблюдать за тем, насколько симметричными получаются орнаменты вашего непоседы. Формирование представлений о симметрии в этом возрасте очень важно, особенно, если творцом этой симметрии является он сам! 

  
Заказать и купить игры по методике Никитина>>

Каталог


Статьи о раннем развитии


Детское творчество


Математика для детей


О раннем развитии


Окружающий мир


Развивающие игры и игрушки


Родителям о воспитании